monitoring hate speech belarus 1

Гомосексуализм или гомосексуальность? Как правильно?

время чтения: 2 мин

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

АиФ

Гомосексуализм или гомосексуальность? Как правильно?
Есения Павлоцки

В последнее время в СМИ и соцсетях привычное слово гомосексуализм, обозначающее сексуальную перверсию, стало конкурировать с получившей распространение своей морфемной модификацией – гомосексуальность. Стал часто звучать вопрос – в чем разница и как правильно?

Казалось бы, разница небольшая – всего лишь в суффиксах -изм и —ость. Однако все чаще появляются контексты, в которых люди многозначно поправляют друг друга, предлагая одно слово вместо другого. Значит, за этими суффиксами прячется существенная разница.

Действительно, перед нами два разных слова, а не формы одного, поскольку лексические значения у них разные. Одно – нейтральное, второе обладает негативной коннотацией. Разберемся с обоими.

Для начала выясним, что такое коннотация? Это сопутствующее значение языковой единицы. Она даёт слову дополнительные стилистические функции и микрозначения.

Например, слово «лиса» имеет коннотации «хитрость», «коварство»; слово «ветер» — «непостоянство», «быстрота»; «пилить» — «монотонность». То есть коннотация — это такая «тень», которая сопровождает основное, известное нам значение, которое можно увидеть в словаре. Коннотация часто дает слову положительную или отрицательную маркированность, показывая его как, условно говоря, «плохое» или «хорошее».

Слово гомосексуализм сопровождают негативные коннотации. Это воспринимается как «болезнь, отклонение от нормы», то, что табуируется и не принимается обществом. По своему лексическому значению слово тесно связано с таким понятием, как мужеложство. Мужеложство ранее было криминализовано, а статья, связанная с ним, была исключена из УК РСФСР только в июне 1993 года.

Слово гомосексуальность служит хорошим примером динамических языковых процессов: оно пришло в речь носителей языка относительно недавно – после декриминализации и демедикализации феномена.

Демедикализация (мед. термин) – это выведение явления из медицинского контекста, лишение того или иного понятия статуса отклонения, заболевания. Гомосексуализм был исключён из Международной статистической классификации болезней, известной как МКБ-10, которая была принята в 1998 году.

Соответственно, языковой системе потребовалось слово, которое будет обозначать гомосексуализм не как болезнь, а как нейтральное явление, тип сексуальности наряду с гетеро- и бисексуальностью.

Однако сейчас слово гомосексуализм является более широким понятием и используется в обоих значениях, а слово гомосексуальность появляется в контекстах, связанных с защитой прав меньшинств. Употребляется чаще всего для того, чтобы подчеркнуть равенство всех типов сексуальности, или, как говорят чаще, ориентации.

Что интересно, наблюдается и такой феномен: несмотря на то, что в сознании многих русскоговорящих людей любая сексуальная ориентация, за исключением гетеро, не является нормой, у слова бисексуальностьникогда не было суффикса -изм, маркирующего слово как обозначающее отклонение от нормы.

Итак, правильно гомосексуальность и гомосексуализм – в зависимости от нужного в контексте лексического значения.