Большинство мигрантов, которые пытаются попасть через Беларусь в Евросоюз, — иракские курды. Многие едут в поисках лучшей жизни и работы, часто — вместе с семьями. Но некоторые из них (геи) буквально убегают от смерти.
Азверу 21 год, он учится в университете и мечтает когда-нибудь попасть в Европу. В Курдистане ему в прямом смысле грозит смертельная опасность, поэтому он просит изменить его имя. При этом уехать «белорусским путём» в ЕС он не может.
— Чтобы уехать, нужны деньги, много денег. Только за оформление документов берут по четыре тысячи долларов, а нужно ещё больше. Это огромные деньги, которых нет у многих. Да, ради этого кто-то продаёт свои машины, дома и магазины, но эти люди состоятельные, у большинства и того нет. Поэтому я не знаю, смогу ли когда-нибудь отсюда уехать.
Среди тех, кто бежит через Беларусь, рассказывает Азвер, есть представители ЛГБТК+. На родине их могут попросту убить, причём даже родственники. Конечно, их не так много в общем числе бегущих по «белорусскому пути», но это те люди, которые действительно не могут вернуться. Хотя часто и в Европе они не могут выдохнуть спокойно.
— Я знаю мужчину, ему 34 года. Он гей и до сих пор не женился, и его семья узнала, что он любит мужчин. Тогда он поехал в Сулемани [город на востоке Ирака. — Еврорадио], а оттуда в Беларусь и через неё попал в Европу. Сейчас в Европу поехала его семья: они говорят, что убьют его за то, что он гей, — рассказывает Азвер.