Мой гендер – мое дело

Мой гендер – мое дело. Как свобода выбора изменит мир

время чтения: 4 мин

Гендер сменить – вот как регистрацию или машину на себя оформить. Смена своего официального гендера с точки зрения закона должна быть исключительно административной процедурой. Такова официальная позиция ООН.

Сегодня даже ЛГБТК-френдли человеку сложно представить мир, в котором можно из мужчины стать женщиной просто по заявлению. Давайте попробуем такой мир себе представить и оценить главные плюсы такого подхода.

“Пол зависит от воли”

 Виктор Мадригал-Борлоз, спецдокладчик ООН по вопросу защиты от насилия по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности,  представил большой  доклад. В нем выражен официальный подход Организации к праву на самоопределение человеком своего гендера:

— Гендер человека не является наследием, полученным им при рождении, а зависит от самоощущения и воли каждого индивидуума. Гендер должен определяться самим человеком, а изменение его должно быть простой административной процедурой, которая не требует медицинского освидетельствования, лечения, хирургического вмешательства, стерилизации или развода, — считает господин Мадригал-Борлоз

Для русскоговорящих стран такое выглядит как фантастика. Что, можно просто сменить в паспорте М на Ж или наоборот? А может даже оставить в этой графе прочерк?

“Да у нас прими такой закон, и армия без призывников останется, все пол сменят до достижения 27 лет” — скажут остряки и будут неправы. Подобные законы работают только при условии гендерного равенства. То есть в армии либо служат все граждане (Израиль например), либо служат профессионалы по собственному желанию и обоих полов (Как в США).

Аналогично должно реально работать равенство полов и во всех других сферах. Равные права на опеку над детьми при разводе, равные зарплаты и равные обязанности во всех сферах. Подобным образом дела обстоят в Австрии, где можно самостоятельно определять свой гендер. И ничего, не развалилась пока страна штруделя.

Мой гендер – мое дело

Гендер и равенство

Достичь равенства прав и зарплат можно и нужно. Но не получится достичь равенства физических показателей мужчин и женщин. Люди, родившиеся в мужском теле обычно выносливее и сильнее тех, кого природа одарила больше женским телом.

Поэтому предложение разрешить самоопределение своего гендера сразу встречает стойкое противоречие: ведь можно будет стать женщиной по документам и с мужской силой пойти в женский спорт, легко став из посредственного мужчины-атлета чемпионкой женской лиги.

Аналогичный страх касается безопасных пространств, в первую очередь предназначенных для женщин. Раздевалки, душевые, тюремные камеры. Что, если там окажется такая сменившая гендер персона? Женщин в тюремной камере будут теперь регулярно насиловать?

Бороться со злоупотреблением, а не с механизмом

Уже 10 стран в мире приняли законодательную модель признания гендерной идентичности просто на основе самоопределения. Кроме уже упомянутой Австрии, это Аргентина, Бельгия, Бразилия, Дания, Ирландия, Колумбия, Мальта, Норвегия и Пакистан.

Как видите, страны очень разные, и далеко не все из них можно отнести к развитым демократическим государством со стойким соблюдением прав человека. В некоторых из них принятие правильных гендерных норм продиктовано культурой, теми самыми традиционными ценностями.

Однако почти везде подход к решению проблем, связанных с возможностью самостоятельно и просто определять свой официальный гендер, похожий. Бороться стоит со злоупотреблением правом.

Давайте представим себе цисгендерного мужчину, планирующего взяться за распространение наркотиков. Если все происходит в Норвегии, то он вполне может подать заявку (вот тут, если вдруг вам пригодится) и попробовать юридически стать женщиной. Ведь в тюрьме для женщин условия мягче, чем в мужской. Хотя куда уж мягче, это же Норвегия.

Это довольно логичная, на первый взгляд стратегия. Вероятность быть изнасилованным в женской тюрьме ниже, чем в мужской. Особенно если ты физически сильный мужчина.

Мой гендер – мое дело

Сменили гендер на…

Механизмом смены юридического гендера в Норвегии уже воспользовались более трех тысяч человек. Некоторые из них получали уголовные наказания по приговору суда и отправлялись в тюрьмы согласно своему новому гендеру.

Однако случаев изнасилований в женских тюрьмах не было зафиксировано за все пять лет, которые действует норма по смене гендера по заявлению. Во-первых, потому что смена гендера может быть отменена, если выяснится факт злоупотребления механизмом.

Во-вторых, потому что администрация тюрем работает на предотвращение правонарушений. У заключенных не так и много возможностей насиловать друг друга. В отличие от тюрем в России.

Если мы представим, что наш цисгендерный мужчина решил исправить ситуацию в своей спортивной карьере и перейти в женскую лигу. Это можно сделать, но спорт — публичная профессия. Если в ней ты откровенно используешь нечестные преимущества, то ничего, кроме публичного порицания тебе не светит.

 

Именно репутационный фактор является главной сдерживающей силой. Если ты приводишь свой юридический пол в соответствие с реальным образом жизни, то ты ведешь себя соответствующе. Если ты сменил пол только ради конкретной выгоды, не меняя в своей жизни ничего другого, то это сразу видно. И порицаемо.

А стоит перейти рамки закона и тобой займется полиция. В результате злоупотреблений возможностью сменить гендер без медицинского вмешательства в Норвегии практически нет. Похожую картину можно увидеть и в других странах с аналогичными возможностями.

Гендер по-новому – это плюс без минуса

Прогрессивные законы о смене пола работают уже достаточно времени, чтобы говорить о результатах. Значимых проблем не наблюдается: случаи злоупотребления механизмом единичны и довольно быстро купируются. При этом тысячи людей смогли значимо улучшить свою жизнь, избавившись от проблем со своим гендером.

Поэтому подход ООН — верный. И его стоит как можно скорее ввести во всем мире. В конце концов, почему у правительства есть право определять пол человека, а у него самого нет?