Номинант на Оскар «Побег»: исповедь гея-беженца из Афганистана
Сюжет
Юный Амин живёт с родными в Кабуле. Он любит фильмы с ван Даммом и группу «A-ha». Порой он может надеть сорочку сестры и в таком виде носиться по улицам. Амин весел и беззаботен, но никому не рассказывает о своих сексуальных предпочтениях. Вскоре в Афганистане начинается война, без вести пропадает отец, старший брат вынужден скрываться, чтобы избежать призыва в армию. Амин с семьёй успевает уехать в Россию по туристической визе. Но Россия начала 90-х совсем не «туристическое» государство. Из Москвы семья Амина планирует бежать в Швецию. С помощью контрабандистов и торговцев людьми.
GayPress для вас разыскал фильм целиком.
Беженец
Режиссёр Йонас Поэр Расмуссен познакомился с Амином Наваби [имя и фамилия изменены] ещё в юности.
– Амин приехал из Афганистана, когда мне было 15 [лет], а ему – 16, жил в приёмной семье, быстро выучил датский. Мы каждое утро виделись на автобусной остановке, вместе ездили в школу. Так началась наша многолетняя дружба. Он никогда не говорил, каким образом попал в Данию, и с каждым годом моё любопытство росло…
Уже будучи документалистом, Расмуссен спросил у Амина, можно ли о нём сделать фильм. Амин отказался, но пообещал, что, когда будет готов, он расскажет свою историю именно ему.
В 2013 г. Расмуссена пригласили на семинар ANIDOX, на котором обсуждались будущие проекты анимационного и документального кино. Он вновь обратился к Амину. Тот ответил согласием, особо отметив, что рисованное изображение позволит ему остаться анонимным. Расмуссен подчёркивал:
– Беженец – это не личность, а обстоятельство. Это ситуация, которую вы переживаете. Я хотел представить беженцев так, чтобы зритель подумал: «Да, они такие же сложные личности, как и все остальные». Я мог придать истории больше нюансов, т.к. дружу с героем вот уже 25 лет. Как видите, это не какой-то случайный очерк из новостей.
«Пробное» сотрудничество
Первые полтора года сотрудничество Расмуссена и Наваби было «пробным»: Амин в любой момент мог уйти из проекта, если почувствует дискомфорт. Йонас не только записывал все беседы с ним, но и снимал их на камеру.
– Режиссёр анимации и монтажёр имели доступ ко всем видеоматериалам, поэтому аниматоры выбирали подходящее выражение лица Амина и рисовали его для фильма. Мы потратили много времени, соединяя архивные материалы и анимацию, чтобы создать ощущение единого мира. Мы переходили к графической анимации, когда голос Амина менялся, если он вспоминал что-то болезненное. Такой приём я считаю честным, поскольку суть была не в том, как это выглядит на экране, а что испытывает сам герой.
В процессе работы Расмуссен пришёл к выводу, что его фильм – это история о поиске дома: о беженце, вынужденном покинуть родной дом и ищущем новый.
Coming out перед другом
– Когда нам было по 16, Амин признался, что он – гей. Я никогда его не спрашивал, но это стало само собой разумеющимся. Я понял, что до приезда в Данию он скрывал свою сексуальность, а когда приехал сюда – своё прошлое. Ему всегда приходилось скрывать часть себя. Поэтому фильм – ещё и рассказ о внутреннем путешествии гея, который ищет то место, где может быть самим собой и принятым окружающими.
В картине есть сцена, когда взрослый Амин совершает coming out перед родными, и те отводят его в гей-клуб.
– Я был удивлён, когда Амин рассказал мне это. Он был уверен, что семья не сможет его принять, поэтому я хотел, чтобы зрители почувствовали некоторое облегчение, которое он испытал, оказавшись в гей-клубе.
Расмуссен соглашается, что два его последних фильма (предыдущий – документальный «Что он сделал» о жестоком убийстве писателя Кристиана Кампманна его молодым любовником) не только повествуют об аутсайдерах, но и имеют похожие сцены в гей-клубе.
– Гей-бары меня не привлекают, – улыбается режиссёр, – то, что они в двух фильмах подряд, всего лишь совпадение.
«Я чувствую свободу»
История Амина Наваби, который, пройдя все испытания, не только нашёл своё место в жизни, но и обрёл дом и любимого человека, безусловно, трогательна. Идея рассказать о гей-персонаже с помощью анимации если не оригинальная, то достаточно редкая. И гомосексуальность героя – сопутствующий, а не основополагающий элемент повествования. Герой бежал от войны, а не из-за своей ориентации. И, к чести автора, гей-тема в фильме не педалируется и вообще поведана корректно и скупо, а рассказ о беженцах – без трагического надрыва.
– Я определённо чувствую свободу, – сказал Амин в интервью американской радиостанции NPR 21 марта 2022 г. – Я подумал, что скрывать от друзей и тех, кто мне небезразличен, сокровенное о себе было бы неправильно. И я чувствую облегчение, что теперь друзья знают меня таким, какой я есть.
А на вопрос о параллелях между его историей и нынешним положением на Украине отвечает так:
– То, что происходит на Украине, ужасно и душераздирающе. И во многом я сочувствую людям, которым приходится бежать из страны. Это напоминает ситуацию с моей семьёй. Это трудно переварить, поскольку ты и твоя семья были в таком же положении. И в то же время удивительно, как все были приветливы, добры и помогали нам. А ещё меня очень порадовало, что было столько положительных историй, личных историй, очеловечивающих беженцев.
Но меня весьма озадачило то, как по-разному относятся к беженцам из Украины и беженцам из Сирии и Афганистана. Я озадачен резкими различиями в том, как, например, в 2015 году беженцев принимали в европейских странах. В какой-то степени настрой был враждебным. Поэтому я надеюсь, что люди поймут, что такое может случиться с каждым. Я имею в виду, это может произойти у вас под боком. И важно быть добрым и помогать людям.
ПОБЕГ (Flee / Flugt)
анимационный с документальными вставками; Дания – Франция – Швеция – Норвегия, 2021, 89 мин.; реж. Йонас Поэр Расмуссен.
Основные награды и номинации.
2021
Анси (Франция; МКФ анимационных фильмов)
Премии:
лучший полнометражный фильм – реж. Йонас Поэр Расмуссен;
лучшая оригинальная музыка к полнометражному фильму – Уно Хельмерссон;
премия Фонда Гана за дистрибуцию – Йонас Поэр Расмуссен.
Европейская киноакадемия
Премии:
лучший европейский документальный фильм;
лучший европейский анимационный полнометражный фильм;
а также приз европейских университетов – Йонас Поэр Расмуссен.
Санденс (США; МКФ независимого кино)
Премия: лучший документальный фильм в секции «Мировое кино».
2022
Американская киноакадемия, «Оскар»
Номинации:
лучший международный фильм – Дания;
лучший полнометражный документальный фильм;
лучший полнометражный анимационный фильм.
«Золотой глобус» (США; ассоциация иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде)
Номинация: лучший анимационный фильм.
Британская киноакадемия, BAFTA
Номинации:
лучший документальный фильм;
лучший полнометражный анимационный фильм.
Датская киноакадемия, Robert
Премии:
лучший документальный фильм – режиссёр Йонас Поэр Расмуссен, продюсеры Моника Хелльстрём, Сигне Бюрге Сёренсен, Шарлотт де Ля Гурнери;
лучшая оригинальная музыка – Уно Хельмерссон;
лучший монтаж – Янус Биллесков Янсен;
лучший звук – Эдвард Бьёрнер и Тормод Рингнес.
Шведская киноакадемия, «Золотой жук» (Guldbagge)
Премия:
лучший зарубежный фильм – Йонас Поэр Расмуссен.
GALECA: The Society of LGBTQ Entertainment Critics (общество критиков развлекательных программ на ЛГБТК-тематику из США, Канады, Австралии и Великобритании)
Номинации:
лучший анимационный фильм;
лучший документальный фильм;
лучший ЛБТК-фильм;
лучший ЛБТК-документальный фильм;
лучший неанглоязычный фильм.
Виталий Гирон, специально для gpress.info