На Россию больше похоже

«На Россию здесь больше похоже»: Армения глазами ЛГБТ*-эмигрантов

время чтения: 2 мин

Армения входит в тройку популярных мест для россиян, уехавших из-за ситуации в Украине. Въехать туда легко по внутреннему паспорту и без визы, жить в стране можно до 180 дней (потом выехать и вернуться назад). Несмотря на доступность, для ЛГБТ*-людей Армения не самое привлекательное место. В рейтинге ILGA она занимает 47 место из 49, опережая только Турцию и Россию. В стране декриминализованы однополые отношения, однако законы не защищают людей от дискриминации по сексуальности и гендерной идентичности. О признании ЛГБТ*-брака не идет и речи: армянский закон предусматривает только «союз мужчины и женщины» (совсем как в новой российской Конституции).

Вот что говорят о переезде в Армению российские ЛГБТ*-люди.

Александр Деррек, 23 года, Ереван

Я политический и ЛГБТ+активист из Ярославля. Уехал вместе с гражданским мужем. Ереван — наиболее доступное и относительно безопасное пространство, в котором можно подготовиться к процедуре беженства. Была возможность уехать в Германию, но я остался, чтобы участвовать в проекте «Квiр Свiт», оказывающем помощь ЛГБТ+персонам из Украины, России и Белоруси в релокации и получении убежища.

Про дорогу

Над переездом я задумывался давно, планировал уехать по рабочей визе. После начала военных действий в Украине планы изменились резко и кардинально.

Из-за участия в антивоенных пикетах и митингах, а также из-за публикаций в соцсетях меня задерживали. Сотрудники центра по борьбе с экстремизмом проводили «беседы», не стесняясь рукоприкладства, угроз изнасилования, попыток вербовки. Мне обещали 20 лет тюрьмы за экстремизм, дискредитацию вооружённых сил и подрыв государственного суверенитета. Я не хотел, чтобы меня или моих друзей и мужа использовали для своих целей эти **** [негодяи] , поэтому за два дня уволился с двух работ, написал заявление в вузе, собрал вещи и уже девятого марта покинул Ярославскую область, а десятого — территорию РФ.

Про ужесточения на погранконтроле я был наслышан, но у меня лишь проверили подлинность загранпаспорта и уверенно поставили штамп о пересечении границы.

Про Армению

В Армении гораздо безопаснее, если сравнивать с Россией. Здесь можно выходить на небольшие митинги, пикеты — и не получать выдуманные протоколы и сочинения судов. Правда, с обострением конфликта в Карабахе, Армения оказалась в более уязвимом и зависимом положении от России, и теперь вероятность ареста и депортации стала гораздо выше.

Особых культурных или социальных различий я не ощущаю. Здесь многие не поддерживают «спецоперацию», с позитивом продолжают относиться к русским, некоторые услуги стали более доступны из-за притока большого числа беженцев, но это же и создало большие очереди. Например, в Ardshinbank сейчас можно открыть счет нерезидентам.

Здесь всё течёт довольно неспешно, люди на улицах не торопятся, сотрудники сферы услуг не гонятся за показателями скорости в обслуживании. Будто их образ жизни не в стремлении, а в созерцании.

Про квир-комьюнити

Сейчас я продолжаю заниматься активизмом: помогаю ЛГБТ+беженцам выбраться из небезопасных стран. Эта работа отнимает всё моё время. Конечно, я поддерживаю контакты с местными ЛГБТ+ комьюнити, например, с Pink Armenia. Это очень позитивные, приветливые, отзывчивые люди. Мы стараемся поддерживать друг друга, и помогать чем можем. Иногда после трудовых дней мы ходим в квир-позитивные места, где можно отдохнуть и пропустить по бутылочке местного пива с закусками, и поговорить о насущном или отвлечённом. Вечеринки организовываются разово: снимается бар на вечер, вход строго по спискам — политика безопасности здесь на высоте. Здесь не принято разглашать информацию — всё узнают друг от друга лично.

Про будущее

Конечно, я расстроен, что пришлось покидать свой дом, своих друзей и близких, свою жизнь. Но, чтобы не стать для них угрозой, я готов мириться с новым статусом политэмигранта и ЛГБТ+ беженца. Надеюсь, однажды я смогу вернуться и взглянуть на свободную Россию без деспотии автократов, с верховенством права, с возможностью самовыражения и самореализации.

Продолжение материала читайте тут