Великая свобода

Свободен тот, кто любит. Обзор фильма «Великая свобода»

время чтения: 6 мин

ФРГ, послевоенные годы. Ханс Хоффман – гомосексуал без определённых занятий. Он – завсегдатай мужских туалетов, где предаётся ласкам со случайными партнёрами. Хоффман не знает, что эти «свидания» фиксируются на скрытую кинокамеру.

Свободен тот, кто любит. Обзор фильма «Великая свобода»

Его судят по статье 175 (за мужеложество) и отправляют в тюрьму. Там он знакомится с Виктором Биксом, отбывающим 20-летний срок за убийство. Бикс, узнав о статье 175, относится к новичку с презрением и агрессией, но со временем проникается к нему уважением. Спустя год с лишним Хоффман выходит на свободу, но продолжает встречаться с мужчинами. Его вновь сажают. Выпускают и снова сажают. И всякий раз в тюрьме он сталкивается с
Биксом…

Параграф 175

Параграф 175 уголовного кодекса Германии – о действиях сексуального характера между лицами мужского пола – применялся с 15 мая 1871 г. В гитлеровской Германии эта статья была значительно ужесточена: гомосексуалы подвергались суровому преследованию, систематическому контролю и учёту. Нередко отсидевших в тюрьме мужчин депортировали в специальные концентрационные лагеря с нашивкой в виде розового треугольника. Случалась и обратная ситуация – гомосексуалы, которые вышли из концлагеря, могли быть переведены в тюрьму, чтобы отбыть оставшийся срок. 

Свободен тот, кто любит. Обзор фильма «Великая свобода»

В новой редакции параграфа, от 25 июня 1969-го, сексуальные контакты между мужчинами старше 21 года не криминализировались. Наказывались лишь гомосексуальные контакты с лицами, не достигшими 21 года (в т.ч. и добровольные), принуждение к половому акту, а также мужская гомосексуальная проституция. 11 июня 1994 г. параграф 175 был полностью отменён.

– Этот параграф был не только бесчеловечным – он противоречил Конституции, – говорил режиссёр Себастьян Майзе британскому изданию «Screen daily» в августе 2021-го. – Его пришлось изменить в 1969-м под давлением движений за глобальные реформы. А тот факт, что он был отменён лишь спустя 25 лет, я считаю вероломным. Слишком поздно. Это издевательство – большинство пострадавших от параграфа 175 уже умерли, а те, кто ещё жив, уже не хотели отпущения грехов. Всю свою жизнь они прожили с клеймом и судимостью за преступления на сексуальной почве.  

Свободен тот, кто любит. Обзор фильма «Великая свобода»

В своей картине Майзе почти не упоминает события военного времени, но в интервью часто выделяет один из истоков замысла:

– Хорошо известно, что нацистская бюрократия в основном осталась у власти и после войны. Что было для меня новым в преследовании гомосексуалов, так это роль союзнических сил. Здесь они были не освободителями, а наравне с нацистами. Поскольку в их странах были аналогичные законы [например, в Австрии – параграф 129], для них, видимо, было нормально, что геев пытали и убивали в Третьем рейхе.

 

Кто из них извращенец?

В прологе картины герой подвергается слежке посредством кинокамеры. Это задаёт тон и настроение фильма: возникает гнетущий клаустрофобный эффект – персонажи существуют в обособленном пространстве стен, решёток, дверей, в атмосфере тотальной несвободы. 

Свободен тот, кто любит. Обзор фильма «Великая свобода»

– Существовала форма видеонаблюдения камерой Super8, – пояснял Себастьян Майзе австрийской газете «Винер Цайтунг» в ноябре 2021-го. – Поскольку любовь между мужчинами была криминализирована, геям приходилось оборудовать места для мимолётных встреч. Среди прочего, были так называемые «створки», общественные мужские туалеты, которые жадно и с особой изобретательностью исследовались полицией. Там, сквозь полупрозрачные шпионские зеркала, тайно производились записи, которые потом служили уликами в суде. Когда их просматриваешь, неизбежно возникает вопрос: «Так кто же из них действительно извращенец?»

Покорность и гордость

По словам режиссёра, Ханс Хоффманн – собирательный портрет из нескольких реально существующих мужчин.

– Я и соавтор сценария Томас Райдер провели обширное исследование, – говорил Майзе голландскому ресурсу «VPRO Gids» в марте 2022-го. – В берлинском Музее гомосексуальности [Schwules Museum; открыт в 1985 г.] мы нашли множество свидетельств, а в известном гей-баре в Вене долго беседовали с посетителями старшего возраста. Все они в 60-е годы имели опыт преследования полицией и [последующего] тюремного заключения. В их рассказах так много сходства!.. Меня поразило отношение большинства жертв – смесь гордости и покорности, настоящая гей-гордость! Они не могли изменить свою судьбу и покорились ей с высоко поднятой головой. Хотя была и другая группа людей – они не справились с притеснением и покончили с собой.

Покорность и гордость сквозит и в главном герое «Великой свободы». В Хансе Хоффманне нет ни скрытой, ни явной агрессии – гомосексуальность для него не порок, не проклятие, а торжество жизни.

Три эпохи

Действие «Великой свободы» разворачивается в трёх временных пластах. Однако в картине нет новеллистической конструкции – с помощью прихотливого монтажа Майзе свободно жонглирует тремя эпохами, перебрасывая события то вперёд, то возвращаясь назад.

В качестве зачина каждой истории Майзе использует помещение героя в карцер и пояснительный титр с указанием года.

– Я знал, что начну историю с послевоенного времени, – говорил режиссёр в интервью «AwardsWatch» в марте 2022-го. – Это было отправной точкой: геи освобождены из концлагерей, но тут же помещены в тюрьмы.  Затем я хотел охватить старую, послевоенную эпоху до поправки к параграфу в 69-м году. Но 1957-м поправка в параграфе 175 была в ГДР, поэтому мы использовали в повествовании и этот год.

11 декабря 1957 года в ГДР вступил закон «О дополнениях в уголовный кодекс» – отказ от преследований за деяния, «не представляющих опасность для интересов страны, рабочего немецкого народа и отдельных граждан». Судьи ссылались на этот закон и освобождали мужчин от ответственности за гомосексуальные контакты с лицами старше 18 лет. Это предложение исходило от министра юстиции Хильде Беньямин, которая, по свидетельству  агентов ЦРУ, имела лесбийские наклонности. 

Великая свобода

– Представьте, если б интимность и близость это были запрещены законом, – резюмирует Себастьян Майзе. – Мы бы отчаялись. В конце концов, привязанность – это чувство, которому мы следуем, оно просто случается. В этом смысле отношения между этими двумя мужчинами так же искренни, как и любая другая форма любви. Многие стремятся дать определение их отношениям. Но так ли это важно? Должны ли мы всё подгонять под какую-то категорию? Этих мужчин объединяет нечто глубокое… Разве дело не в том, чтобы просто любить человека? 

В своей второй игровой картине «Великая свобода» Себастьян Майзе обходится без явных кинематографических цитат и аллюзий.  А ведь для понимания и принятия его работы необходимо вспомнить целую серию немецкоязычных ЛГБТК-фильмов 60-80-х, отражающих умонастроения и психологический климат в обществе того времени.

Злая сатира «Охотничьи сцены в Нижней Баварии» (1969) Петера Фляйшманна – о подавлении любого инакомыслия, нивелирования индивидуальности, тотальном превосходстве ханжеского быдла, особенно в отношении гомосексуальности – имела успех, но в некоторых регионах подверглась враждебному приёму.

Полулюбительская, полуавангардная лента гей-активиста Розы фон Праунхайма «Извращён не гомосексуал, а ситуация, в которой он живёт» (1971) вызвала в ФРГ настоящий скандал своим правдивым, беспристрастным анализом гей-сообщества и его архетипических признаков.

Психологические драмы «Последствия» (1977) Вольфганга Петерсена и «Coming out» / «Признание» (1989) Хайнера Карова утверждали, что отнюдь не страхом и вожделением охвачены представители ЛГБТК, а элементарной потребностью в человеческом тепле и понимании. 

Наконец, цикл фильмов 70-х гг. открытого бисексуала Райнера Вернера Фассбиндера – «Горькие слёзы Петры фон Кант», «Кулачное право свободы», «В год тринадцати лун». Персонажи этих картин страдали от чего угодно, только не от своей ориентации: классового неравенства, мещанского существования, финансового превосходства, неразделённых чувств, повальной «купли-продажи» всего и вся (дружбы, амбиций, успеха, статуса).

Даже глупая, спекулятивная и попросту мерзкая полупорнографическая лента известного гей-активиста Франка Риппло «Такси до туалета» (1980) говорила о стремлении гомосексуалов вписаться в гетеросексуальное общество и существовать там на равных.

«Великая свобода» Себастьяна Майзе стала итоговым словом в немецкой «квир-кинематографии». Это фильм о номинальных аутсайдерах, ведь таковыми их видит «обычное», гетеросексуальное общество. Режиссёр явно полемизирует со своими предыдущими фильмами «Натюрморт» / «Тихая жизнь» (2011) – о запретном влечении отца к дочери, и «Аутинг» (2012) – о молодом гее-педофиле. Вот тех персонажей действительно следует назвать аутсайдерами. А в «Великой свободе» герои не вожделеют друг друга, а именно любят – как умеют, как себе это представляют, как подсказывает им жизненный опыт и человеческое достоинство.

Великая свобода, какой её видит Себастьян Майзе, это ведь не только право на выбор – это человеколюбие и сострадание без оглядки на социальный статус, ориентацию, интеллект. Свободен тот, кто любит. Свободен тот, кто милосерден. Свобода не вовне, а внутри. 

Поэтому финал картины можно трактовать так: герой не принимает циничный, лицемерный, «одноклеточный» мир, а предпочитает то место, где чувствует, в первую очередь, внутреннюю свободу, а лишь потом взаимность и уважение ближнего. 

 

ВЕЛИКАЯ СВОБОДА (Große Freiheit / Grosse Freiheit / Great Freedom), Австрия – Германия, 2021, 116 мин.; реж. Себастьян Майзе, в ролях: Франц Роговски (Ханс Хоффманн), Георг Фридрих (Виктор Бикс), Антон фон Люкке (Лео Гизе), Томас Пренн (Оскар) и др.

Основные награды и номинации

2021

Европейская киноакадемия

Премии:

лучший оператор – Кристель Фурнье (Crystel Fournier);

лучший композитор – Нильс Петтер Мольваэр и Петер Брёцманн (Nils Petter Molvaer, Peter Brötzmann);

номинации:

лучший европейский актёр – Франц Роговски (Franz Rogowski);

претендент на приз европейских университетов.

Канн (МКФ; Франция)

Приз жюри программы «Особый взгляд» (Un Certain Regard) – Себастьян Майзе (Sebastian Meise).

Участие в программе «Queer Palm» (фильмы на ЛГБТК-тематику).

Вена (МКФ «Viennale»; Австрия)

Гран-при за лучший игровой фильм – Себастьян Майзе.

Приз «ExtraVALUE Film Award» за лучший игровой фильм – Себастьян Майзе.

Сараево (МКФ; Босния и Герцеговина)

Приз Международной конфедерации кинотеатров (CICAE) за лучший фильм – Себастьян Майзе.

Приз «Сердце Сараево»:

лучший фильм – Себастьян Майзе,

лучший актёр – Георг Фридрих (Georg Friedrich).

Севилья (Фестиваль европейского кино; Испания).

Премия «Золотой Хиральдильо»: лучший фильм – Себастьян Майзе.

Премия лучшему актёру – Франц Роговски.

Приз «Asecan» за фильм – Себастьян Майзе.

Турин (МКФ; Италия).

Премия: лучший актёр – Франц Роговски.

Хэмптон (МКФ; США)

Специальный приз жюри «За исключительную игру» – актёр Франц Роговски.

Чикаго (МКФ; США)

Премия «Gold Q-Hugo» за лучший ЛГБТК-фильм – Себастьян Майзе.

«Chéries-Chéris» / «Милые девочки, милые мальчики» (ЛГБТК-МКФ; Париж, Франция)

Гран-при за игровой фильм – Себастьян Майзе.

2022

Международное сообщество синефилов (International Cinephile Society Awards; онлайн-организация профессиональных журналистов и кинокритиков со всего мира).

Номинация: актёр – Франц Роговски (2-е место).

 

Виталий Гирон, специально для Gpress.info

 

Трейлер; Смотреть онлайн; Скачать

 

Смотрите интересные видео на нашем YouTube-канале

10 лучших лесбийских фильмов всех времен