помощь украине

Белорусский ЛГБТК активист помогает Украине

время чтения: 5 мин

Начиная с августа 2020 года Беларусь покинули десятки тысяч людей из-за репрессий и преследований. С июля 2021 году началась массовая принудительная ликвидация организаций гражданского общества. На момент публикации текста 755 организаций ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. Что повлекло новую волну вынужденной миграции, которая не прекращается до сих пор.

В этом материале мы пытаемся понять, почему белоруский активист, вынужденно покинувший Беларусь, помогают украин_кам и всем тем, кого затронула война в Украине. Точнее, почему он не мог поступить иначе.

 

 

nik-antipov

Ник Антипов (Берлин) Беларуский ЛГБТК-активист, проект MAKEOUT.

После начала войны в Украине один из сооснователей платформы icanhelp.host, где помогают людям бежавшим от войны найти временный дом по всему миру.

— 24 февраля я проснулся рано утром. И по привычке первым делом открыл инстаграм, где увидел, что Путин объявил войну Украине. Это был шок. Сначала я подумал, что это фейк. Полез перепроверять информацию, но быстро понял, что теперь это наша реальность.

В это время мой партнер тихо спал, а я смотрел на него и понимал, что он еще в том мире, где нет войны. У меня был вопрос: стоит ли мне будить его сейчас или дать еще мирно поспать. Но я решил не брать на себя за это ответственность и разбудил его со словами: «Сергей, началась война».

Весь день был в полном хаосе: прямые трансляции, сводки новостей, поиск информации через всевозможные каналы, чтобы найти достоверную информацию. На второй день психика начала адаптироваться и привыкать к ощущению, что война – это правда, в который мы все оказались. И внутри возник вопрос: «Что я могу сейчас сделать?». Причем этот вопрос я задал себе не просто так.

В 2021 году я пережил вынужденную миграцию, потерю дома, расставание с родными и близкими. И мой опыт схож со многими беларускими активистами и активистками, которые вынужденно покинули свою страну из-за преследования и репрессий, которые продолжаются до сих пор.

Думаю, бывших активистов и активисток не бывает. Поэтому я пытался понять, что я могу делать здесь и сейчас. И понял только одно – ничего не делать я не могу.

В моей жизни всегда было много борьбы. Борьба быть самим собой, когда я осознал свою сексуальность, борьба с гомофобией, борьба с дискриминацией. То есть я всю жизнь жил в такой метафорической войне и с постоянным ощущением возможной атаки.

И война в Украине, которую начала Россия, подстегнула меня к переосмыслению того, что мир изменился и больше не будет прежним. Ведь по сути мой папа, который умер в 2014 году, был единственным в нашей семье представителем поколения, которое не застало войны.

Мое новое ощущение было таким: сейчас каждый и каждая может что-то сделать. И лично я обладаю контактами, знаниями и экспертизой, которую могу использовать. Правда, нужно было понять, как именно это сделать.

Еще это вопрос эмпатии. Не вопрос национальности или флага. Я ощущал огромную несправедливость, где есть четкая страна-агрессор и страна-жертва, которая отважно защищается. И вот в этой рамке я чувствовал, что нужно что-то сделать.

Опций было много: взять бронежилет и поехать воевать добровольцем, перечислить денег на украинскую армию, волонтерить на границе.

Передо мной стоял вопрос: «Кем мне быть в этой войне?». Потому что мои ценности в тот момент пошатывались. Я не мог поверить, работая столько лет в теме прав человека, как этот ужас, который творится с людьми и который творят другие люди, может быть правдой.

Проект icanhelp.host появился очень быстро и стремительно. В чат Обама-Лидеров, в котором я состою, написал Фархад Шамо Рота, езидский беженец из Ирака. Фархад пережил геноцид и начал свою новую жизнь в Париже.

Вместе с Фархадом мы проходили обучение в программе The Obama Foundation Leaders Europe, где и познакомились. После окончания программы у нас остался общий чат со всеми участниками, чтобы поддерживать связь.

– В том сообщении он предложил организовать платформу по поиску жилья для убегающих от войны в Украине. Мы списались и стали обсуждать концепцию проекта. Нами двигал опыт людей, которые бежали из своих стран и восстанавливали свою жизнь из пепла. Поэтому мы быстро пришли ко мнению, что самая актуальная потребность сейчас – поиск жилья по всему миру.

Я написал своему знакомому беларускому IT-специалисту, который живет в Берлине. Мы искали тех, кто готов заняться разработкой платформы, где убегающие от войны люди могут искать временное бесплатное жилье в разных странах, а люди со всего мира могут становиться хостами (теми, кто готов у себя временно размещать таких людей).

Мы попали в местный чат беларуских айтишников, где презентовали идею и получили много поддержки. Люди быстро включились в разработку платформы абсолютно бесплатно.

Так на 4 день войны мы выкатили платформу icanhelp.host – место, где люди, бежавшие от войны, могут найти себе временное бесплатное жилье по всему миру.

Проект i can help – это про огромную силу, солидарность и поддержку. Команда выросла из 2 человек до 15-20. А в запуске платформы уже участвовало около 50 человек. Если еще считать волонтер_ок, модератор_ок платформы, то на пике в проекте было одновременно около 80 человек.

В команде были самые разные люди – активисты и активистки со всей Европы, но в основном это были технические специалист_ки – белоруские разработчики и разработчицы, которые покинули Беларусь. Они чувствовали солидарность и большую потребность в том, чтобы помочь людям. Поэтому они отдавали все свое рабочее время на разработку этой платформы.

Сегодня платформа icanhelp.host работает на всех континентах. На ней зарегистрировано около 13 000 хостов (активных – 6 000). И уже более 3 000 семей нашли безопасное временное жилье. То есть количество людей, которым мы помогли, еще больше, ведь семьи бывают очень разными. Все это люди, такие как я, такие как Фархад, такие как мы все.

Для нас это невероятная цифра. Хотя жаль, что нет возможности помочь всем. Это вклад, который мы сделали и который может сделать каждый и каждая. И уже появились похожие платформы, с которыми мы на связи, делимся опытом.

Вся наша работа – технологии, код, техническая команда, коммуникация, волонтерская команда, модерация платформы – это безвозмездная работа. Это человеческий энтузиазм и желание помочь другим.

И на сегодняшний день наша платформа на 95% состоит из сервисов, которые нам предоставили самые разные корпорации бесплатно. Ведь при создании платформы мы обращались к бизнесам с просьбой поделиться сервисами в целях гуманитарной помощи. Мы обращались к Airbnb, Google, AuthenTec, MailSender и другим.

Для нас важно, чтобы проект был без какой-либо выгоды, только на безвозмездной основе. Наша зарплата – это ежедневная помощь людям.

Более того, мы разработали внутренние политики недискриминации. И помогли нам в их разработке наши партнеры, в том числе OEEC.

Мы постарались избавиться от языка вражды и дегуманизирующей лексики. И исключить из своего словаря слово «беженец», которое стало распространенным внутри команды. Ведь люди, бегущие от войны, не определяют себя таковыми – они хотят и планируют вернуться домой в Украину.

И вопросы дискриминации до сих пор остаются очень актуальными. Хосты продолжают спрашивать: «А какие документы мне нужно проверить у человека, чтобы понять, что он реально бежал от войны?». Но правда в том, что таких доказательств не существует. Ты либо веришь человеку и помогаешь ему, либо нет. Нельзя ничем доказать, что ты пострадал больше другого или ты «лучше» другого человека. Есть просто помощь на безвозмездной основе и все.

Как активист, я много делал для своей страны, для Беларуси, пока был там. Но я вынужденно покинул свой дом, свое безопасное место и заново учился жить в новых условиях, и продолжаю это делать. Но сегодня вероятнее это уже больше чем активизм в одной стране, я готов работать на благо людей независимо от национальности. Я также хочу продолжать работать в сфере прав человека и защиты прав ЛГБТК-персон.

И благодаря своему прошлому опыту я сделал проект, который сейчас помог людям, бежавшим от войны в Украины.

Источник: oeec.ngo

Смотрите интересные видео на нашем YouTube-канале

10 лучших лесбийских фильмов всех времен