Pride month 2022: «Как мы можем быть меньшинством, когда я вижу столько людей»

Pride month 2022: Как мы можем быть меньшинством, когда я вижу столько людей

время чтения: 6 мин

История беларуски, впервые побывавшей на Pride month 2022.

Недавно в Стокгольме прошел Прайд в рамках Pride month 2022. Для одних – это обычное явление, пусть и невероятно яркое. Для других – настоящее событие, к которому они шли если не всю жизнь, то большую ее часть. Если оглядываться на Стокгольм, то в Беларуси, к сожалению, как такового прайда никогда не было. Наиболее успешным можно считать 2001 год, но с тех пор все настолько изменилось, что, кажется, о Прайде в Минске можно забыть.

Наша героиня – Юля из инициативы «Идентичность и право» — решила не ждать подходящей возможности пройтись маршем в своей стране, а поехала на первый в жизни прайд в Стокгольм. Мы расспросили ее об ожиданиях, реальности и зачем вообще вот это вот все.

Pride month 2022

А.: Расскажи о своих ожиданиях от Pride month 2022? С какими чувствами ты ехала?

Ю.: Все мои представления о прайдах – из фильмов, которые я до этого видела. Какие-то яркие картинки в голове у меня были. Я видела где-то фотографии с прайда с актерами 8-го чувства. Это такой потрясающий сериал, там такие красивые и харизматичные люди! Они там на траке суперкрасивые фотографируются полуголые, целуются. Вот такая у меня была в голове картинка.

От своего первого прайда я ожидала чего-то невероятного, чего-то очень шумного, большого, даже громадного. Ждала кучу каких-то женщин в перьях, очень много вычурности и яркости, чего-то максимально гиперболизированного. Относительно чего у меня не было никаких ожиданий, так это от зрителей вокруг. Я не представляла, как это все будет выглядеть. У себя в голове я видела только саму колонну марша.

А.: Было ли тебе страшно/стыдно – до, в процессе и после Pride month 2022?

Ю.: Я чувствовала, что впереди меня ждет какое-то перерождение. Накануне поездки, когда я еще была дома, я чувствовала вот это. Для меня это было чем-то новым и интересным. Страха я не испытывала. Я чувствовала нетерпение. Мне было очень интересно, хотелось, чтобы уже было скорее завтра – пойти на марш. Это было настолько волнительно, потому что я не представляла, как это может выглядеть в реальности.

А.: Какой была обстановка?

Ю.: У нас был свой трак. Оказалась, что это просто гигантские грузовики, в которых возят песок или спиленные деревья, например. А туда помещали квиров и лгбтк-персон, див и очень торжественно возили по улицам. Это немного абсурдно выглядит, потому что эти машины вообще-то нужны для строительных материалов, перевозить там молоко, газ. Вместо этого там были «легковоспламеняющиеся» квир-персоны.

Наш трак был украшен флагами, шариками, была своя диджейка. Но я решила идти пешком, потому что мне хотелось больше чувствовать контакт «с народом». Мне казалось, что если я буду вверху, то у меня не будет возможности общения. Наш трак был ближе к началу, но, когда прайд начался, мы какое-то время еще стояли на месте. Это было немного утомительно, потому что мы долго шли до места начала прайда (прямо напротив ратуши). Было довольно жарко. Примерно час-полтора я просто ожидала, пока мы сдвинемся с места (если бы я знала, что мы так поздно начнем, то подольше бы походила в музее современного искусства).

Pride month 2022

Пока наш трак стоял, я немного попутешествовала по колонне. Я смотрела, как готовились и украшались траки, как постепенно заполнялось пространство. Вначале не было понятно, сколько вообще людей, потому что до последнего они где-то скрывались (частично, в перпендикулярных нашему проспекту улицах, из которых потом мгновенно и вышли). Но даже после того, как мы пошли/поехали, я не смогла представить, сколько на самом деле было людей. По моим ощущениям, я смогла ухватить только 30% людей, но если судить по ним, то людей было немерено. Я до сих пор не понимаю, как все эти люди могут быть лгбтк-персонами. Нам все время говорят, что нас мало, что мы – меньшинство. Но я не понимаю, как мы можем быть меньшинством, когда я вижу столько людей.

На прайде были люди в красивых нарядах, были люди в вызывающих нарядах, так что я могу сказать, что в некотором роде мои ожидания подтвердились. Единственное, не было перьев и павлиньих хвостов!

Pride month 2022 в Стокгольме

Но и без них все было очень даже прекрасно.

А вот что очень порадовало, так это дети: они радостно махали флажками и кричали что-то про лесбиянок и квир.

Я не шла все время рядом со своим траком, а решила посмотреть, что есть еще и пошла вперед. На одном из траков я встретила диву, даже не одну. Это был очень веселый трак. С одной из див я потом сфотографировалась даже: я нашла ее случайно потом на улице, когда марш закончился. Во время марша, когда я уставала и мне не хватало задора, я смотрела на нее и заряжалась энергией.

На протяжении всего маршрута я видела исключительно дружественных людей, приветствовавших марш. Маршрут был очень длинный, но ни на одном из его участков я не видела пустоты около ограждения: люди стояли в несколько линий, залезали на здания, сидели на строительных лесах, вывешивались из окон – и все ради того, чтобы махать нам в ответ и слать воздушные поцелуи.

Помню, мы проходили мимо какого-то модного бутика, и я увидела, как две женщины в очень красивых нарядах танцевали. Это было впечатляюще, потому что они выглядели как ожившие модные манекены.

У меня просто не укладывалось в голове, что все эти люди собрались, чтобы посмотреть на нас, пожелать нам Happy Pride, а не бросить в нас камень. Получается, у людей, живущих по маршруту прайда, есть такое ежегодное красивое мероприятие, в котором они рады поучастовать.

А.: Удалось ли тебе нащупать тот контакт, о котором ты говорила?

Ю.: Пожалуй, я хотела быть внутри народа, почувствовать больше. Я бы сказала так. И сделать это мне однозначно удалось. И пусть в прямой контакт с людьми я все-таки не входила, но я смогла чувствовать вместе с ними (я свое, они – свое). В какой-то момент ко мне подошла женщина, всем своим видом показывая, что она не против попеть со мной песню, но я не знала слов, поэтому немного обалдела и стушевалась. В итоге эта женщина залезла на трак с диско-шаром, музыкой и мыльными пузырями – с этим треком я прошла почти всю дорогу. Мне он показался самым веселым, самым дивным и милым.

Как я уже говорила, какого-то физического контакта я не хотела, хотя он и был. Мы наступали друг на друга, извинялись и шли рука об руку дальше. Этого мне вполне хватало.

Pride month 2022

А.: Самые яркие и самые негативные впечатления? Оправдал ли Pride month 2022 в Стокгольме твои ожидания?

Ю.: Из негативных ощущений – момент, когда порвался мой флажок. Я им активно махала во время танцев. Когда он порвался, я очень удивилась: я не поняла, как это произошло. Я видела, что на земле валялись флажки и отдельно палочки от флажков. Я думала, неужели кто-то просто взял и выбросил их? Как они могли? Но когда порвался мой, то я потом поняла, как это происходило у других. Я почувствовала себя какой-то голой без флага, как будто стала непричастной к этому прайду. На мне было очень мало символики: только радужный галстук, который я купила в прайд-парке. Конечно, на марше были люди вообще без символики – и они чувствовали себя прекрасно, кажется. Через пару минут я освоилась, но первое время я даже перестала танцевать, так как была шокирована, как будто у меня что-то отобрали, я испытывала потерю.

Самое яркое впечатление – когда я увидела людей, сидящих на строительных лесах высотой с остановку. А еще – супер милые пажарные, которые сидели на этой своей огромной машине и улыбались.

А.: Если бы ты описывала прайд в нескольких словах, то про что бы он был? Представь, что тебе нужно написать пост в твиттере.

Ю.: Я не знаю, отзовется ли это у других людей, но у меня есть свое описание прайда, как я его ощутила. Прайд – это вечеринка, длиною во весь город, с солнцем и “доброй видимостью”. Для меня эта видимость – синоним активизма и борьбы. И вот эта видимость – она была в виде солнца.

А.: Обычно, гомофобно настроенные люди говорят, что прайд – это такой способ пропаганды. Видела ли ты там какую-либо пропаганду?

Ю.: Мне ничего не навязывали. Кстати, я потом узнала, что за мной был кинки-грузовик, который я увидела только в конце, к сожалению. Так бы я с удовольствием потусовалась бы и с ними. Возможно, этот грузовик шокировал бы гомофобно настроенных людей.

Меня никуда не вовлекали. Наоборот: я видела людей, стоящих за ограждением, желающих присоединиться и танцевать вместе с нами. То есть, я видела естественное желание людей чувствовать красоту и жизнь.

Pride month 2022

А.: И еще один вопрос от гомофобов: зачем нужны прайды?

Ю.: Я думаю, что это, в первую очередь, для ЛГБТК+ персон. Чтобы показать, что они не одни, чтобы показать тысячи людей, таких же, как они. В какой-то момент я даже заплакала, потому что людей было так много! Честно говоря, я наверное только на следующем прайде смогу осознать весь масшатб происходящего. В этот раз мне не хватило мировоззрения, что ли, понять, что вокруг меня – все роднули. Я до сих пор не могу себе это представить. Я плакала от осознания чего-то большего, происходящего здесь и сейчас, рядом. Я думаю, прайд – это отличный способ показать нам самим, что мы не одни, что нас много, что тяжесть принятия себя гомосексуальным человеком преодолеваем не мы одни, и что все будет хорошо.

***

Читайте также:

Беларус Олег. Для друзей – Лариса. Интервью со Стокгольм Прайд

Смотрите интересные видео на нашем YouTube-канале