ЛГБТ+ активизм в Молдове: 27 лет движения к равным правам

ЛГБТ+ активизм в Молдове: 27 лет движения к равным правам

время чтения: 7 мин
В 2022 году марш равенства в столице Молдовы собрал более 500 участников, парламент страны внес изменения в уголовный кодекс, впервые в истории вписав гендерную идентичность, как критерий защиты от преступлений ненависти, а на одном из молдавских телеканалов ведущей своей собственной авторской программы является открытая лесбиянка и ЛГБТ+ активистка.

Всему этому предшествовал долгий путь, который проделали активисты и активистки с момента распада Советского Союза.
История независимости Республики Молдова началась в 1991 году и как в любой молодой стране, была связана с постепенным обретением своей собственной правовой базы и идентичности. В 1995 году гомосексуальные отношения были декриминализованы, оставив в прошлом дискриминирующую советскую статью, что поспособствовало развитию ЛГБТ+- активизма.
Выход ЛГБТ+ людей из подполья был очень медленным и аккуратным, первыми инициативными группами стали гомосексуальные мужчины, которые в 1998 году создали первую ЛГБТ+ организацию — Центр Информации ГЕНДЕРДОК-М. Спустя несколько лет к организации присоединись лесбиянки и намного позже, трансгендерные люди. ГЕНДЕРДОК-М до сих пор является главной ЛГБТ+ организацией страны и единственной, которая работает сразу по множеству направлений: лоббирование и адвокация прав, информирование, развитие сообщества и здоровье ЛГБТ+ людей. Совместно с другими организациями она работает на улучшение законодательной базы и изменение общественного восприятия.
Говоря о законодательной базе, Молдова является страной лидером среди постсоветских стран, за исключением стран членов Евросоюза. Так, например, с 2008 года в Молдове действует прогрессивный закон о свободе собрания. Закон предусматривает право любого человека или группы провести собрание в любом месте и на любую тему, исключение составляют призывы к ненависти, вражде и проявлению насилия. При этом нет необходимости просить разрешение у властей. Единственное, что нужно, это оповестить мэрию для решения логистических вопросов в случае если нужна защита со стороны полиции или необходимо перекрытие дорог.
Закон о свободе собрания позволяет проводить Прайд марш, даже если мэр города против, как случилось в 2022 году. Безусловно от принятия закона до дня, когда он начал работать без нарушений со стороны государства прошло несколько лет. Активисты добивались права на шествия год за годом методично и упорно пока не добились своего. Первый Прайд марш, который был полностью защищен и дошел до запланированной конечной точки, прошел в 2018 году. Впервые в истории полиция эвакуировала не участников прайда, а контр-манифестантов, которые перегородили дорогу, тем самым позволив участникам марша пройти весь маршрут до конца. В 2022 году, после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией Прайд марш, стал самым многочисленным за всю историю, и впервые на марше не было никаких нападений или попыток его прервать, за исключением нескольких контр-манифестантов, которых полиция держала на безопасном для марширующих расстоянии.
Другой важный закон для ЛГБТ+ сообщества был принят в 2012 году. Этим законом стал закон запрещающий дискриминацию. Продвижение этого закона началось в 2005-м году Коалицией по недискриминации, которую основала ЛГБТ+ организация ГЕНДЕРДОК-М. На протяжении семи лет информационное поле Молдовы было заполнено дискуссиями об этом законе. Политические партии и религиозные организации объединились, чтобы противостоять принятию этой законодательной инициативы, сотни телепередач, интервью, репортажей, статей и других материалов о «Законе обеспечения равенства» выходило ежегодно. Камнем преткновения стал критерий «сексуальная ориентация». Те, кто выступал против закона, считали, что ЛГБТ+ людей можно и нужно дискриминировать, и что этот закон даст ЛГБТ+ людям больше прав чем гетеросексуальным гражданам. Правда каких именно прав, никто не мог сформулировать. На запрете этого закон строили свои программы политические партии и независимые политики. В течение семи лет о законе так много говорили, что к моменту его принятия не было ни одного человека в стране, который бы не знал слова «дискриминация». Спор вокруг этого правового акта был отличным поводом для информационных кампаний о сексуальной ориентации и гендерной идентичности и о феномене дискриминации в целом.
Внутри «Коалиции по недискриминации» шли свои дискуссии, обсуждался компромиссный вариант закона. Предлагалось исключение сексуальной ориентации из списка критериев для того, чтобы закон был принят хоть в каком-нибудь виде, а впоследствии активисты бы лоббировали нужные изменения. ЛГБТ+ активисты считали, что нельзя делать таких компромиссов по нескольким причинам. Во-первых, это противоречит принципам прав человека; во-вторых, именно благодаря критерию сексуальная ориентация этот закон стал всеобще известным, что крайне важно для того, чтобы он впоследствии использовался в правозащитной практике; в-третьих, в любом случае оппоненты закона не поменяют свою риторику, даже без этого критерия. Молдова является частью Совета Европы, а значит законы Совета Европы стоят превыше местного законодательства и закон буде защищать от дискриминации ЛГБТ+ людей вне зависимости от того, будет ли в нем чёткое упоминание сексуальной ориентации и гендерной идентичности в качестве критерия защиты или нет. Включение этих двух критериев несло скорее принципиальный и символический смысл. Так, как принятие закона о недискриминации было одним из главных условий для подписания соглашения о безвизовом режиме с Евросоюзом, молдавский Парламент всё-таки подписал его, хотя оставил критерий сексуальной ориентации только в главе о дискриминации на рабочем месте. Тем не менее первое судебное дело о дискриминации было стратегическое дело Центра ГЕНДЕРДОК-М, в котором был признан факт дискриминации в отношении гомосексуальной девушки со стороны её бывшего мужа. Тем самым правозащитники доказали, что этот закон защищает ЛГБТ+ людей во всех сферах жизни, а не только в сфере трудоустройства.
Третий, очень важный закон был принят в 2022 году. Проект закона вносит в уголовный кодекс определение «преступления вызванное предрассудками» и «язык вражды». Если преступление вызвано ненавистью к определенной группе людей, это является отягчающим обстоятельством. Принятие этого закона стало результатом многолетней работы правозащитников. Данный законодательный акт предусматривает более тяжкие последствия для лиц, которые позволяют себе в публичном пространстве «язык вражды» или «призывы к дискриминации». Активисты надеются, что это поможет остановить гомофобные и трансфобные высказывания, которыми злоупотребляют некоторые политики и публичные люди в Молдове.
Географическое расположение и историческое прошлое сильно влияет на политические процессы в Молдове. Маленькая страна с небольшими ресурсами всегда будет искать партнерства с более богатыми и развитыми странами. Находясь на границе с Румынией, страной Евросоюза, большинство граждан Молдовы хотят быть частью европейской семьи и в 2020 году впервые проголосовали за проевропейскую президентку, а в 2021 году за проевропейский Парламент. Это стало важным поворотом для активистов и активисток за права человека, особенно за ЛГБТ+ права. В 2022 году Молдова стала страной-кандидатом в ЕС, что безусловно вынесет в ближайшем будущем вопросы о соблюдении прав граждан на самый высокий уровень.
Лоббирование законов, которые сделают жизнь ЛГБТ+ сообщества лучше это часть работы активистов, другая часть состоит из адвокации, информировании и преодоления той стигмы, которая существует по отношению к ЛГБТ+ людям.
Общество Молдовы не открыто к разнообразию и жители страны подвержены большому количеству предрассудков. Это является отчасти следствием того, что на протяжении долгих лет разные политические деятели были заинтересованы в разделении граждан на группы и занимались травлей одной группы против другой с целью получения голосов, опираясь не на свои политические программы по развитию страны, а на страх и невежество. В Молдове нет устойчивой программы в образовательной системе, которая искореняла бы предрассудки и межгрупповую ненависть. Согласно исследованию, организованному Советом по обеспечению равенства и предотвращению дискриминации — «Общий отчет о ситуации в области предотвращения и борьбы с дискриминацией в Республике Молдова в 2021 году», самая большая социальная дистанция была выявлена по отношению к ЛГБТ+ людям. Этой группе респонденты предоставили бы только статус «посетителя страны». Индекс социальной дистанции по отношению к ЛГБТ+ равен 4,5, что является самым низким показателем исследования. Наибольший уровень гомофобии выявлен в тех частях Молдовы, в которых больше русскоязычного населения (Гагаузия, Приднестровье, город Бельцы) и сильно влияние российской пропаганды через телевидение и другие СМИ.
Тем не менее исследование, проведенное в столице Молдовы, городе Кишинев, по заказу Центра Информации «ГЕНДЕРДОК-М» в период с марта по апрель 2022 года, показало положительные изменения общественного мнения по отношению к ЛГБТ+ людям. Результаты исследования показывают, что жители Кишинева стали более толерантными. Данные, полученные в этом исследовании, сравнивались с результатами аналогичного исследования 2019 года. Так, положительное и очень положительное отношение увеличилось на 4% по сравнению с 2019 годом; нейтральное отношение увеличилось на 19%; очень негативное отношение уменьшилось на 13%. В настоящее время количество людей, отрицательно или очень негативно относящихся к ЛГБТ+, составляет всего 33% по сравнению с 55% в 2019 году. Безусловно эти изменения результат работы ЛГБТ+ активистов и активисток.
Несмотря на все еще высокий уровень гомофобии, жители Молдовы не агрессивны, серьёзные нападения на активистов или ЛГБТ+ людей носят скорее единичный характер и вызывают общественное неодобрение. Одним из показателей того, что общество Молдовы склонно к толерантности является то, что ведущей одной из телепередач с высоким рейтингом, на крупном телеканале, является открытая лесбиянка и ЛГБТ+ активистка.
Согласно тому же исследованию “Общий отчет о ситуации в области предотвращения и борьбы с дискриминацией в Республике Молдова в 2021 году» люди живучие с ВИЧ на втором месте после ЛГБТ+ людей по социальному отторжению. В большей части это связанно с ассоциацией ВИЧ с гомосексуальностью. Что касается ЛГБТ+ людей, живущих с ВИЧ, то эта группа подвергается двойной стигматизации, как в обществе, так и внутри самого ЛГБТ+ сообщества. Дестигматизация ВИЧ и гомосексуальности — это очень тесно взаимосвязанные процессы. Вот почему работа с ВИЧ стала одним их приоритетных направлений для ЛГБТ+ активистов в Молдове. Начиная с 2001 года, ГЕНДЕРДОК-М целенаправленно работает с бенефициарами и оказывает услуги по тестированию и информированию. За последние 20 лет в Молдове появились и другие организации, работающие с ВИЧ, в начале они держались на некоторой дистанции от ЛГБТ+ сообщества, чтобы не быть ассоциированными, но со временем вступили в сотрудничество и прямое взаимодействие. На данный момент в Молдове существует совет по национальной координации ВИЧ и туберкулеза куда входят представители государства, церкви, международные организации и НПО. Главным изменением за эти годы стала большая вовлеченность государственных органов. Если раньше программы поддерживались только международными фонами, то на сегодняшний день закупка тестов и лечение происходит за счет государства. С 2014 года ГЕНДЕРДОК-М стал тестировать на ВИЧ и ряд других ИППП в офисе организации, что стало очень важным шагом для сохранения анонимности в обществе, где стигматизация ЛГБТ+ людей, живущих с ВИЧ невероятно высокая. Так же ГЕНДЕРДОК-М стал первой организацией, в регионе которая работает с PrEP, предоставляя его на прямую сообществу.
Что касается законодательных аспектов с марта 2022 года гражданское общество работает вместе с государством над законом, декриминализующим распространение ВИЧ и активисты надеются, что этот закон вскоре будет принят и станет точкой отсчета в новом историческом витке по дестигматизации ВИЧ.
Начиная с 2020 год работа ЛГБТ+ активистов во многом сместилась в сторону оказания услуг сообществу. Пандемия ударила в первую очередь по социально уязвимым гражданам, поэтому многие ЛГБТ+ люди, которые рассчитывают только на себя из-за непринятия со стороны родителей и родственников, оказались в крайне сложном положении, зачастую без средств к существованию. Люди стали обращаться за помощью в организацию ГЕНДЕРДОК-М и вовлечение организации в помощь стало жизненно важной для многих ЛГБТ+ людей в Молдове.
Другая волна адресной помощи сообществу началась вместе с полномасштабным вторжением российских войск на территорию Украины. Молдова граничит с Украиной, поэтому является одной из стран в которую массово въезжали беженцы. Помощь беженцам стало делом чести для жителей Молдовы, молдаване открывали свои дома и помогали всеми возможными способами. Но для ЛГБТ+ беженцев существовал высокий риск столкнуться с проблемами во время проживания в молдавских семьях или в общих лагерях. Если люди выезжали однополыми парами, то подобное проживание могло привести к конфликтам, дискриминации и дискомфорту. Также с проблемами могли столкнуться и транс люди, учитывая условия проживания и частичное отсутствие интимности. Учитывая эти условия ГЕНДЕРДОК-М открыл шелтер и горячую линию для ЛГБТ+ людей из Украины, предоставляя проживание, питание и другую специфическую помощь. Молдавское гражданское общество сплотилось в это не простое время и продолжает оказывать помощь, тесно взаимодействуя друг с другом.
Путь от 1995 года к 2022 это путь взросления, на этом пути было не легко, но оглядываясь назад становится очевидно, насколько каждый шаг был необходим для того чтобы отношения к ЛГБТ+ сообществу в Молдове стало таким, какое оно есть сейчас. Открытому ЛГБТ+ движению в Молдове 27 лет. В Молдове появляются новые, молодые активисты, инициативные группы и организации. Их всех обедняет стремление работать для достижения равенства прав и возможностей. Несмотря на сложности в регионе, да и на всём континенте, несмотря на отсутствие стабильности, очевидно, что нельзя останавливаться на достигнутом.  Гомосексуальные пары в Молдове все ещё не могут вступить в брак или партнерства, что осложняет многие аспекты жизни. По сравнению с гетеросексуальными парами, наши партнеры без гражданства не могут получить разрешение на проживание в стране более чем на 3 месяца. Мы не можем наследовать имущество и распоряжаться телом любимого человека после его смерти. Мы не можем усыновлять и удочерять детей наших партнеров или детей сирот. Мы не можем пользоваться помощью государства при разделе имущества после развода. Мы не можем отказаться давать свидетельские показания против своих партнеров. Транс люди всё ещё не имеют четкого механизма по смене документов и имени. У ЛГБТ+ активистов и активисток ещё много работы в Молдове, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

ECOM

Авторка: Анжелика Фролова, ЛГБТ-активистка, координаторка программы Лоббирования и адвокации Центра Информации ГЕНДЕРДОК-М