Война и квир
Почему ЛГБТ-люди, занявшие антиизраильскую позицию, не правы и в какую ловушку они себя загоняют.
На «Парни ПЛЮС» вышла колонка Ярослава Распутина «Почему по всему миру есть геи за Палестину?», собравшая, кажется, рекордное число комментариев. Автор честно признаётся в своей пропалестинской позиции, что не помешало ему провести глубокий, вдумчивый анализ проблемы. Но, всё же, не зря он уточнил, что его мнение может не совпадать с позицией редакции. Да, это тот редкий случай, когда мы, оставаясь единомышленниками в главном, по-разному видим проблему.
Так что, справедливости ради, вот вам ещё одно частное мнение, также не представляющее официальную позицию редакции.
Оставляя за собой право не одобрять некоторые действия израильского государства, я не считаю его виновником нынешнего конфликта. Также я не считаю, что в данном случае всё не так однозначно, как в российско-украинской войне. Неизбежно мне придётся указать на некоторые неточности в тексте Ярослава. Но главная цель этого текста — не спор с другом и соратником, а помощь в осознании истинного масштаба нынешнего кризиса и тех последствий, которые повлекут наши сегодняшние решения.
Израиль — не империя
В своей колонке Ярослав проводит изящное сравнение евреев и ЛГБТ-людей как исторически гонимого меньшинства. Не менее хороша аналогия мирных палестинцев и не поддержавших путина жителей России, которые оказались заложниками захвативших власть террористов и страдают в порядке коллективной ответственности за тот ужас, что творится от их имени.
Но одну неточность автор всё же допустил, обвинив Израиль в колониальной политике по отношению к Палестине. При всей неидеальности израильской политики в отношении нацменьшинств, это не так. Колониальные империи строились на выкачивании ресурсов из захваченных территорий с моральным самооправданием «бремени белого человека». Не всегда белого и не всегда империи утруждали себя оправданиями, но суть такова. Израиль — малюсенький кусочек малопригодной для жизни пустыни, где евреи отстаивают своё право на национальное государство, на само своё существование. Единственный ресурс, который им поставляет Сектор Газа — это проблемы, а иногда и настоящие трагедии.
Это — не война двух наций
Но и конфликтом двух национальных государств нынешнюю войну не назовёшь. Палестина — это не просто частично признанное, а де факто несостоявшееся государство, failed state. Оно так и не отстроило институты, независимую экономику, легитимные границы. Собственно, спор о границах (в основном, касательно Иерусалима) не позволил реализоваться ни одному из планов окончательного разрешения конфликта. Сегодня Палестина состоит из анклава Сектора Газа, который контролирует ХАМАС, и Западного берега реки Иордан, управляемый палестинской администрацией и, по линии соприкосновения, Израилем и Иорданией.
Но Израиль не воюет с Палестиной. Он воюет с террористами ХАМАС, которые 20 лет безраздельно правят в Секторе Газа, жесточайшим образом расправившись с палестинской администрацией. Де факто это контртеррористическая операция, а не война, хотя в последнее время чаще случается наоборот. Глава палестинской администрации Махмуд Аббас, конечно, был вынужден сказать много грозных слов и пообещать выплаты родственникам убитых израильтянами террористов. Но на Западном берегу Иордана, который контролирует Аббас, войны нет. Во всяком случае, пока.
Арабы — не заложники
И ещё несколько фактов, важных для понимания дальнейших рассуждений. Даже в эпоху, когда у власти оказываются правые (как сейчас), Израиль остаётся полиэтническим, многоукладным, демократическим государством. В стране живёт 1,7 млн этнических арабов с израильским паспортом, и они равны в правах с евреями: учатся в университетах (в том числе и на арабском), служат в армии (и участвуют в нынешней операции), делают карьеру в бизнесе и политике. В Кнессете сейчас заседают представители двух чисто арабских партий и ещё несколько — смешанных. Те арабы, которые не имеют израильского гражданства, сами отказались от него (в основном это жители Голанских высот и Восточного Иерусалима), но могут получить его в любой момент. И даже они имеют куда больше прав, чем не граждане в демократических странах Европы и Америки. Ну и забавный факт напоследок. 9% израильских арабов — христиане. Их насчитывается 117 тысяч, тогда как всех прочих христиан в стране живёт всего-то 35 тысяч человек.
Огромная разница в жизни израильтян и арабов в Секторе Газа — это не потому что деспотичное еврейское государство мешало арабам развиваться. На миллиарды долларов и евро, регулярно получаемые от западных благотворителей, из Газы можно было сделать второй Сингапур. Но террористы ХАМАС предпочитали распиливать построенный на европейские деньги водопровод на ракеты, чтобы убивать евреев. Больницы Газы были оснащены лучшим оборудованием, но террористы Хамас превратили их в свои опорные пункты, чтобы под таким прикрытием убивать евреев. Международное сообщество, включая Израиль, помогало жителям Газы выбраться из средневековой дикости и строило там университеты. Но террористы ХАМАС учили там новые поколения палестинцев, как более эффективно убивать евреев. Ракетные установки, стреляющие по Израилю из мечетей Газы с рассчётом на ответ, это вообще в порядке вещей. Ровно поэтому переговоры с ними не имеют смысла. Цель ХАМАС — убить всех евреев, уничтожить их государство в любом виде. Даже если и ценой жизни всех палестинцев.
Оценка масштабов
Израиль действительно совершил ошибку, когда попытался отгородиться от Газы непроницаемой стеной, насильно вышвырнул оттуда все еврейские поселения, умыл руки и позволил террористам устроить там свою жизнь по-своему. И в итоге получил один из самых жутких терактов в истории человечества, который тут же был позабыт ванильными леваками по всему миру, когда Израиль начал свою жёсткую, но, увы, теперь жизненно необходимую военную операцию. И позиция, согласно которой это просто месть евреев палестинцам за трагедию 7 октября, бесконечно инфантильна. Нынешняя израильская операция — это устранение угрозы, которая оказалась куда более серьёзной, чем все думали.
Но террористы ХАМАС не могли сами спланировать и провести столь сложную операцию. Им в разной степени помогали Иран, Хезболла (такая же прокси-структура, вооружаемая и финансируемая Ираном, как и сам ХАМАС, которая контролирует находящийся рядом с Израилем Ливан) и многие другие. Пока нет чётких доказательств российской помощи, но симпатии путина к этим террористам вполне очевидны. Моральную поддержку террористам де факто оказали все страны, осудившие ответные действия Израиля за сам их факт. Конструктивная критика отдельных перегибов и неразборчивых ударов, если они были, нормальна и естественна. Но когда представитель России в ООН Небензя сказал, что Израиль не имеет права на самооборону, поскольку является страной-оккупантом, это уже вполне однозначная поддержка ХАМАС. Помимо того, что это ложь.
Так что, Ярослав не вполне прав, когда говорит, что Израиль и Палестину толком никто не поддерживает из “первого” мира, а союзники Палестины из “второго” и “третьего” в силу личных причин гораздо чувствительнее к градациям серого. Во-первых, потому что Палестина не является стороной нынешнего конфликта. Во-вторых, потому что на стороне террористов ХАМАС оказались Иран, Россия, Турция, опосредованно — Китай и ещё множество государств и их прокси. А также множество ванильных леваков из того самого первого мира. Правда, на стороне Израиля по-прежнему остаются США, приславшие к его берегам уже второй свой флот. А ещё Израиль поддержала воюющая Украина и десятки других стран. У Израиля установлены дипломатические отношения со 159 из 193 государств — членов ООН, а также с Ватиканом и ЕС. Это вполне признанное, легитимное государство.
С кем ты?
Вот такой «забавный» расклад получается. Террористов прямо или косвенно поддерживает новая «ось зла» в лице Ирана, России, отчасти Китая и всех прочих плохишей нашей планеты. На стороне Израиля — США, Украина и другие страны, взявшие на себя роль оплота цивилизации. А совокупность людей и организаций, называемая ЛГБТК-сообществом по признаку ориентации и идентичности, разделилась надвое в этом вопросе.
Ярослав прав, когда описывает причины такого разделения, но стоит заострить внимание на одном важном аспекте. ЛГБТ-люди в развитых странах, как правило, придерживаются левых взглядов. Это логично, ведь именно левые партии помогают им отстаивать свои права. Это благодаря израильским левым в Тель-Авиве ежегодно проходят стотысячные Прайды, и местные ортодоксалы ничего не могут с этим поделать. Так что, вполне ожидаемо, что западные квиры начали разделять всю левую повестку без особой рефлексии. А тамошние ванильные леваки готовы защищать любого назначенного ими слабого и угнетённого, даже если на поверку всё оказывается далеко не столь однозначно. Благо, тема борьбы с исламофобией сейчас в тренде.
И проблема есть. По сравнению с 2020 г. число жалоб на нарушение гражданских прав мусульман в США увеличилось на 9%. Правда, число случаев, связанных с антисемитизмом и юдофобией выросло за то же время на треть, а количество нападений на евреев — почти вдвое. И всё это — прошлогодние данные, до нынешней волны еврейских погромов. Но кто будет разбираться, тренд важнее.
Российским ЛГБТ-людям не помогал никто. Мы выживаем сами, как можем. Поэтому следовать идеологическим трендам за компанию нам не свойственно. Зато мы на себе чувствуем, что значит быть гонимым и несправедливо оболганным меньшинством. И даже те из нас, кто не пережил экзистенциальный ужас 7 октября, вполне рационально выбирают в конфликте сторону, которая проводит Прайды и защищает права таких, как мы. А не тех, кто казнит за гомосексуальность множеством варварских способов.
Выбор будущего
Нам не повезло жить в очень стрёмное время. Мир всё больше разделяется на две стороны, одна из которых не идеальна, но всё же топит за прогресс и права человека, зато вторая представляет собой химически чистое зло. ООН, создававшаяся как предохранитель от новой мировой войны, выродилась в недееспособную бюрократическую структуру. Дремавшие десятилетиями конфликты оборачиваются новой резнёй то тут, то там. Число людей, чья жизнь навсегда изуродована войной, прирастает десятками миллионов. Человечество, совершив очередной технологический прорыв, снова растерялось и, похоже, собирается опять умыться кровью.
Я очень надеюсь, что на этот раз мы удержимся на краю пропасти, но пока все факты говорят, что нет. И одна из причин этого — наша с вами инфантильность. Отказ от глубокой рефлексии, от ответственности за свою жизнь и свои решения. Российские квиры так долго были вне политики и надеялись, что всё само наладится, что в итоге потеряли свою страну. А те из нас, кто оказался в Армении и Израиле, вновь столкнулись с ужасом, ставшим следствием уже не их, но столь же преступной беспечности. И не факт, что подобное не переживут те, кто сейчас в других странах.
Пока мы, в лице всего цивилизованного человечества, жевали сопли и наслаждались комфортом, за дело взялись совсем другие люди. Которые не склонны к рефлексии, зато готовы действовать и не боятся вида крови. Которые хотят пересобрать мир по своим представлениям. Там нет места ни геям, ни евреям, ни ванильным левакам. Там нет прав и свобод, прогресса и открытых границ. Зато есть привычное, традиционное, скрепное насилие.
***
Год назад я писал о том, что преступная война путинского режима против Украины — это и наша с вами война. Она ведётся в том числе для того, чтобы нас не было. И её исход во многом определит нашу судьбу. То же самое я вынужден сказать про войну террористов против Израиля. Увы, придётся сказать и про множество других войн, которые нас ожидают. Ведь все они — часть одной большой идейной войны нового фашистского интернационала против самого будущего. И отсидеться не получится ни у кого.
Текст: Antony Sπyros, parniplus.com
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну