“Квир”. Новый фильм от автора “Назови меня своим именем”
Одним из ярких впечатлений закончившегося в начале сентября 81-го Венецианского кинофестивале стал показ нового фильма итальянского режиссёра Луки Гуаданиньо — сюрреалистической гей-драмы “Квир”.
В картине неожиданную для своей фильмографии роль зависимого от наркотиков и внутренне потерянного гея сыграл экс-Джеймс Бонд Дэниел Крейг.
Кинокритик Тарас Тарналицкий, побывавший на смотре, по просьбе Gpress.info рассказывает, о чём фильм и почему стоит ждать его выхода на больших экранах.
О чём кино
Литературная основа “Квира” – адаптация одноименного автобиографического романа американского писателя Уильяма С. Берроуза. Автор стал символом бит-поколения 50-60-х годов, отвергавшего традиционную мораль, культуру и наслаждавшегося асоциальной жизнью.
Как в книге, так и в фильме исследуется темы желания, зависимости и поиска самоидентичности. Главный герой, Уильям Ли (Дэниела Крейга), живёт в Мехико 1950-х годов, скрываясь от американского правосудия. Мужчина ведёт праздную жизнь, полную алкоголя, случайных связей и внутренней борьбы с собственными желаниями.
После случайной встречи Ли становится одержим молодым и привлекательным ветераном Юджином Аллертоном (Дрю Старки), чья неоднозначность в вопросах сексуальности и холодная дистанцированность только усиливают влечение Ли.
Это желание — смесь конформизма и самоотвращения, когда герой Крейга пытается подавить свою феминную сторону и привязанность к квир-культуре
На протяжении фильма Ли пытается найти способ сбежать от чувств через наркотики. Путешествие в Эквадор и употребление аяуаски добавляют элементы сюрреализма, когда Ли и Аллертон встречают таинственную ботаникиню, исследующую телепатические свойства наркотика. Эта линия, однако, воспринимается как перегруженная и оторванная от центрального сюжета. Это ослабляет эмоциональную напряженность, но ведет к финалу, где Ли окончательно теряет себя.
«Квир» — не просто история о сложных отношениях между двумя мужчинами, это глубокое исследование внутренней борьбы человека, находящегося на грани саморазрушения.
Как это смотрится
Визуально фильм передает ощущение размытости реальности и сна наяву, где мечты и галлюцинации главного героя переплетаются с реальной жизнью. Операторская работа Джеймса Френда придает картине эфемерности, отражая пьяную и наркотическую одурманенность Ли. Который безуспешно пытается разобраться в чувствах к молодому и загадочному Юджину.
Сюжет, разделённый на главы, демонстрирует постепенное падение героя — от алкогольных приключений в барах Мехико до наркотического трипа в джунглях. Здесь Гуаданиньо задействует магический реализм и фантасмагорические сцены, подчеркивающие раздвоенность восприятия Ли. Реальность и фантазия начинают сливаться в единое целое.
Сцены секса, в отличие от предыдущих работ Гуаданьино, показаны детально и очень страстно, и сфокусированы на физическом проявлении желания.
Все это делает “Квир” самым смелым фильмом автора в отражении мужской сексуальности
Визуальный язык “Квира” использует множество символов — от винтажных декораций и антуража в стиле 40-50-х годов до неожиданного саундтрека с песнями Nirvana и Prince, что добавляет фильму современный тон. Студийные декорации напоминают картины Эдварда Хоппера, усиливая ощущение искусственности происходящего и подчеркивая разрыв между фантазией и реальностью.
Гуаданиньо сосредоточен на показе идее зависимости — как к объекту своего желания, так и к наркотикам. “Квир” показывает, как внутреннее стремление Ли к Аллертону усиливается через сюрреалистические сцены и другие визуальные приемы, такие как двойная экспозиция, которая символизирует так и неосуществленный платонический контакт между героями.
Что о фильме пишет западная пресса
Фестивальные критики довольно тепло восприняли фильм. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм получил 78% свежести на основе 51-й рецензии. Сопоставимые результаты продемонстрировал еще один агрегатор Metacritic — там картина набрала 75 баллов на основе 24 рецензий.
Пресса преимущественно хвалит “Квир” за внимательность и осторожность Гуаданиньо в отражении основных идей романа Берроуза.
“Несмотря на то что Гуаданьино зарекомендовал себя как рассказчик смелых историй о странной любви, его настоящая страсть — стиль и эстетика. Его воссоздание Мехико 1950-х годов настолько живое, что кажется нереальным, а это ощущение усиливается использованием нарисованных фонов и анахроничных песен”, — пишет Софи Кауфман для Time-out.
Не забывают журналисты и про актёрскую игру Крейга, сыгравшего болезненного и уязвимого гея, находящегося в постоянном экзистенциальном поиске
“Уходя на десятки шагов от своего образа Джеймса Бонда, Крейг не пытается копировать образ взрослого Берроуза, ставшего иконой панк-культуры в 80-х: сухой голос, враждебный взгляд. <…> Его образ — это Берроуз до славы, когда он был просто человеком, следовавшим своим инстинктам. Крейг делает его неприятным, остроумным литературным бунтарём, полным уязвимости. Поглощая текилу, выплёвывая витиеватые утверждения вроде «Ваше поколение никогда не узнало удовольствия, которое утончённое небо дарит немногим избранным», он предстаёт как задира, резкий человек. Но в глубине своего горького сердца он романтик”, — рассуждает Оуэн Гляйберман для Variety.
Впрочем, далеко не всей прессе фильм пришелся по душе. Часть критиков назвала его однозначным провалом Гуаданиньо, пустым и неоправданно претенциозным фильмом.
Джо-Энн Титмарш из британского The Standard поставила “Квиру” две звезды из пяти, охарактеризовав его как произведение, лишенное цельности и увлекательности.
“Несмотря на превосходную игру Крейга и великолепные выступления его партнёров, фильм не захватывает зрителя. Возможно, это связано с особенностями прозы Берроуза или сложностью изображения зависимостей и галлюцинаций.
В фильме есть несколько удачных моментов, четыре отличные актёрские работы и несколько запоминающихся фраз, но этого недостаточно для создания цельного или увлекательного фильма”
, — резюмировала критикесса.
Несмотря на нарочитую эмоциальность и страсность, Элисон Уиллмор из Vulture фильм показался отстранённым, холодным и закрытым.
“«Квир» выглядит как личная интерпретация режиссёром книги — хотя ты можешь оценить его связь с оригиналом, это остаётся отношением, в которое зрителя не впускают”.
Когда фильм выйдет на экраны
Международным прокатом картины занимается известная среди киноманов компания A24, специализирующаяся на прокате авторского интеллектуального кино. Международный релиз назначен на 27 ноября 2024 года.
В Беларуси и России фильм совершенно точно не покажут из-за действующих законов о так называемой “гей-пропаганде”. Стоит рассчитывать только на пиратский онлайн-релиз, когда фильм появится на стримингах.
Тарас Тарналицкий
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну