Фильм «Аммонит» – это захватывающая, великолепно сыгранная история любви двух девушек
Примерно в середине нового фильма Фрэнсиса Ли «Аммонит» – истории двух женщин, основанной на исторических личностях, в приморской Британии 1840-х годов – есть сцена, которую следует преподавать в каждом актерском классе, начиная с этого момента и до конца времен. Хотите знать, какая именно? Тогда вам нужно посмотреть этот мастерский фильм. Вы будете точно знать, о какой сцене я говорю.
Мэри Эннинг (Кейт Уинслет), палеонтолог с некоторой известностью, управляет магазином вместе со своей больной матерью (Джемма Джонс) в маленьком прибрежном городке, который в равной степени грязен и великолепен. Родрик Мерчисон (Джеймс Макардл, его покажут полностью голым), начинающий археолог, приехал к Мэри, чтобы изучить ее методы, и привёз свою выздоравливающую жену Шарлотту (Сирша Ронан) ради целебного действия моря. В скором времени Родрик должен уехать, а за его женой, Миссис Мерчинсон присмотрит Мэри с помощью местного врача – доктора Либерсона (Алек Секареану).
Мы должны интуитивно понять причину недомогания Шарлотты. Там есть ссылка на потерянного ребенка (то ли из-за выкидыша, то ли ещё как-то, непонятно). Ее муж практичен, неромантичен, его интересует только стремление к тому, что жило в прошлом. И все же её одиночество очевидно. Она находится в процессе отступления, но все еще привязана к проблескам красоты, которые она видит вокруг себя. Неудивительно, насколько полно ее изображает ирландская актриса Ронан. Трижды номинированная на премию «Оскар», эта 26-летняя девушка, кажется, способна проскользнуть в любую роль и по-настоящему её воплотить – коварная молодая сестра в «Искуплении», охваченная страхом «Леди Бёрд», готовая уйти как можно дальше от своей матери, 16-летняя убийца, выслеживаемая решительным агентом в «Ханне». Её Шарлотта Мерчисон одновременно и Викторианская готика и нечто гораздо более сложное. С ее полупрозрачной кожей и высоким румянцем на розовых щеках мы ощущаем её все еще жизнеспособную невинность на грани краха. Мэри, как мы вскоре узнаем, заводит свою интригу, хотя сама этого поначалу не понимает.
Мэри ушла из профессии много лет назад. После ее научных и профессиональных открытий — один из ее сложных аммонитов (вымерших головоногих моллюсков) находится в Британском музее — она была изгнана из профессии, в которой доминировали мужчины. (Есть намек, что это могло произойти из-за ее сексуальности.) И, в свою очередь, она избегала большей части мира: свою бывшую, Элизабет Филпот (Фиона Шоу), свою мать, общество любых других людей. В исполнении Уинслет нет ни одного фальшивого момента. Мэри Эннинг – персонаж наравне с Эннисом Дель Маром, но без ненависти к себе из-за гомофобии. Она практична, жизнерадостна, наблюдательна (до некоторой степени) и полностью замкнута. Это медленно убивает ее, и Уинслет никогда не теряет этого из виду. Это равносильно, если не лучше, ее работе в фильме «Чтец», и это просто душераздирающе.
«Фрэнсис создал историю о двух людях, которые влюбляются», – сказала Уинслет о фильме Ли «Аммонит». — То, что они одного пола, никогда не обсуждается и не объясняется – это просто так, чисто и просто. Это повествование так важно для развития и эволюции того, как зрители в мире смотрят на ЛГБТК-людей и их отношения, рассказывая эти истории, которые нормализуют и выражают однополую любовь без колебаний, страха или секретности. Иметь возможность играть этого персонажа, который показывает такой уровень привязанности и выражения к кому-то того же пола, было одним из самых радостных переживаний в моей карьере».
Фрэнсис Ли был актером до того, как стал сценаристом-режиссером, и его товарищество с актерами очевидно. (Актерская игра здесь, и в его полнометражном дебюте «Божья земля», поразительно чиста и естественна.) И все же он не просто актерский режиссер. Он использует природные ландшафты более выразительно, чем кто-либо другой, кроме Терренса Малика. (Даже лучше, чем он, я думаю, но я не могу понять, насколько сильно мне нравятся работы Малика.) Его оригинальный сценарий для нового фильма «Аммонит» – это модель компактности, которая возникла из простой маркетинговой поездки во время продвижения его первого фильма.
«Я был довольно одинок и немного грустен сам по себе», – сказал Ли. – Я искал отполированный камень или породу для любимого человека, в качестве подарка, и я искал это в интернете. Имя Мэри Эннинг все время всплывало, и я читал о ней. И история ее жизни мгновенно задела меня за живое. Она была женщиной из рабочего класса, рожденной в нищете, в абсолютно патриархальном, классовом обществе. У нее практически не было доступа к образованию, она просто ходила в воскресную школу. И каким-то образом, благодаря своей изобретательности, страсти, стремлению, решимости и воле к выживанию, она стала тем, кого мы сейчас назвали бы одним из ведущих палеонтологов своего поколения».
Персонажи передают нам ровно столько, чтобы мы могли найти свой путь; то есть они говорят так, как это делают настоящие люди: неполно, осторожно, неточно, ищуще, и они становятся ближе к нам. Мне было трудно избавиться от всеохватывающей самоизоляции Уинслет – это жгучий, острый спектакль без малейшего эгоизма – и я вернусь к нему снова за этим удовольствием и новыми открытиями. И меня тянуло к каждому персонажу, независимо от того, насколько велика или мала роль, так, как это происходит только с фильмами Роберта Альтмана.
События фильма «Аммонит» не развиваются быстро. Он такой же томный, как и другой фильм, снятый на лесбийскую тематику, где действие тоже происходит в 18-м веке, получивший признание критиков, «Портрет девушки в огне», но мне никогда не было скучно. Оба фильма Ли сосредоточены вокруг гомосексуалов — их сложностей, неожиданностей, слабостей и порой непреодолимых трудностей, — но его взгляд тверд, размерен, понимающ. И — по крайней мере, для меня (и я надеюсь, что для многих других) — это захватывающий фильм.
Источник: hornet