Как ЛГБТК-люди справляются с травматическими событиями
В кризисной ситуации тяжело приходится всем, но тяжелее всего людям из уязвимых групп — благо для помощи им существуют специальные кризисные центры, в которых работают профессиональные психологи. Мы расспросили троих из них о том, как сегодня чувствуют себя жертвы насилия, онкопациенты и квир-люди и как они справляются с трудностями.
Анна Бровко
психолог в проектах по борьбе с домашним насилием «ТыНеОдна» и «Крепость»
Может показаться, что жертвы насилия привыкли к борьбе и сейчас перенесут внешние события хотя бы немного легче остальных. Это не так. Одно дело, когда женщина борется с агрессором в семье: снимает побои, пишет заявления в полицию, работает с психологом, готовится к завершению деструктивных отношений. Совсем другое, когда она продолжает жить с насильником под одной крышей и не защищает себя — конечно, не потому, что ей нравится агрессия, просто у нее нет внутренних сил и ресурсов, чтобы помочь себе.
Люди, пережившие жестокость по отношению к себе, нередко становятся беспомощными. В 1983 году американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер из Пенсильванского университета провели эксперимент. В запертых в клетках собак били сильными разрядами тока. После этого экспериментаторы клетки открыли и еще раз пустили ток. Собаки из контрольной группы, которых не били током, убежали. Но животные, которых уже били током, оставались в открытой клетке, лежали и скулили. Этот эффект получил название «выученная беспомощность».
Так и люди, пострадавшие от насилия: сталкиваясь с новым актом агрессии по отношению к себе, они остаются в плену своего страха вместо того, чтобы искать варианты спасения.
Психологическая травма — это отпечаток не только на разуме, но и на теле. Она влияет на способность человека выживать в трудных условиях. Поэтому люди, травмированные домашним насилием, сейчас могут острее чувствовать апатию и бессилие, или, наоборот, находиться в перевозбужденном состоянии. Приведу пример. Женщину избивает супруг: от удара головой разбивается стекло. Звук удара и боль от него фиксируются в ее мозге и теле. Когда в повседневной жизни женщина слышит звук бьющегося стекла, у нее может возникнуть ассоциация между звуком и болью — и она либо замирает (тогда мы говорим об апатии, бессилии), либо убегает (взвинченность, взбудораженность). Это происходит потому, что тревожная система активирует древнейшую часть мозга, отвечающую за реакции «бей, беги или замри».
Продолжение материала по ссылке