Квир-дива в минском «Макдональдсе»
В 1996 году в Минске на проспекте Независимости (тогда – Франциска Скорины), рядом с универсамом «Центральный», открылся первый в Беларуси ресторан «Макдональдс».
Его интерьеры оформили портретами изысканных дам из «капиталистического мира» и даже на одном из них были изображены любовницы… Картины сохранились по сей день (во всяком случае, до ухода международной сети из Беларуси в 2022 году).
Тамара де Лемпицка
Увы, далеко не всем известно, что это – репродукции работ Тамары де Лемпицкой, чья изысканная живопись в стиле «ар-деко» обрела популярность на обоих континентах. В прошлом веке пресса называла ее «баронессой с кистью» и «первой художницей, ставшей гламурной дивой». А тот самый двойной женский потрет в «Макдональдсе», полный лесбийской чувственности, носит название «Зеленый тюрбан».
Тамара де Лемпицка (Тамара Розалия Гурвич-Горская, 16 мая 1898 – 18 марта 1980) родилась в еврейской семье в Варшаве (тогда – в Российской империи), и в прошлом году художественный мир отметил 125-летие со дня ее рождения.
Мать Тамары, Мальвина Габриела Деклер, происходила из богатой и влиятельной семьи, представляющей варшавский высший свет. Отец, известный меценат Борис Гурвич-Горский, оставил семью, когда дочь была еще малышкой, и Тамару воспитывали дедушка и бабушка – Бернард и Клементина Деклеры.
Начало пути
Со временем Тамаре надоедает жизнь под строгим присмотром и, как прирожденная актриса, она симулирует нездоровье и шантажом вынуждает родителей перевести ее в 1907 году в школу в итальянской Лозанне.
Во время каникул во Флоренции, Риме и Венеции она знакомится с искусством мастеров эпохи Возрождения. Влияние художественной традиции Ренессанса заметно в ранних работах девушки, что проявляется в чистоте цвета, отточенности линий, передачи светотеней, изображении драпировок.
В 1916 году в Петербурге Тамара выходит замуж за юриста Тадеуша Лемпицкого и вскоре становится матерью. Свою дочь Марию Кристину, которую дома называют Кизеттой, художница напишет на множестве полотен.
Во время Октябрьской революции Тадеуш был арестован большевиками. Чтобы освободить мужа, Лемпицка заручилась помощью консула Королевства Швеции. Семье удалось бежать в Париж. Тяжелое материальное положение подтолкнуло Тамару начать писать картины, выполняя частные заказы.
Первое признание
Некоторое время она посещает студию художника-кубиста Андре Лота. В 1922 году его сестра Адрианна курирует Осенний салон, где Тамара впервые выставляет свои работы, получив восторженные отклики и широкую известность портретистки.
Именно тогда рождается ее псевдоним «Тамара де Лемпицка» – приставку «де» на самом деле Тамара использовать не могла, так как не имела дворянского происхождения. Тот период ее творчества является наиболее популярным и характеризуется идеализированными портретами, образами обнаженных женщин, насыщенными цветами и слегка кубическими формами.
Тогда же по заказу немецкого журнала «Дамы» для обложки она пишет «Автопортрет в зеленом бугатти» – одну из наиболее известных в мире картин «ар-деко». Здесь важно пояснить, что «ар-деко» (франц. декоративное искусство) – это стиль в искусстве (архитектуре, живописи, графике и дизайне) широко распространенный в конце 1910-х – начале 1940-х годов и охвативший буквально все сферы жизни.
Ревущие 20-е
К 1920-ым годам феминистское движение первой волны достигло значительных побед в Европе и США, обеспечив женщинам избирательные права и добившись законодательного разрешения на получение высшего образования и работу вне семейного дома.
Это существенно изменило положение женщины в обществе, ее образ в массовой культуре и допустило возможность свободы отношений.
Тамара была бисексуальна, и вместе с нарастающей популярностью и финансовой независимостью, не утихали сплетни о ее краткосрочных лесбийских романах.
В 1927 году Тадеуш подал на развод. Спустя несколько лет, испытывая чувство вины, художница тяжело заболела депрессией.
США
В 1933 году Тамара вновь вышла замуж – за наследника австрийской пивоваренной империи, барона Рауля Кюффнера.
В начале Второй мировой войны Тамара с мужем переезжает в Калифорнию, а в 1943 году – в Нью-Йорк, где художница продолжает творить в авторском стиле. Последний этап ее творчества выражен сдержанными картинами в бежевых и коричневых тонах, с размытыми очертаниями и простыми сюжетами.
После смерти барона Кюффнера в 1962 году, Тамара переезжает в Техас. Пик ее популярности – в прошлом, но ее не устраивают прохладные отзывы и безразличие публики, поэтому она вовсе отказывается выставляться.
В США дива проведет еще 16 лет, и перед смертью уедет в Мексику, где весной 1980-го года ее сердце остановится во сне.
Эпатажная артистка, «светская львица» и открытая бисексуальная персона прожила 82 года
Уже давно не существовало того мира, где в Варшаве жила очаровательная избалованная еврейская девочка. По другому и быть не могло после двух мировых войн и революции. Согласно завещанию Лемпицкой, ее тело было кремировано, а прах развеян с вертолета над вулканом Попокатепетль. Пожалуй, это был ее последний вернисаж…
Посмертная слава и Мадонна в поклонницах
На рубеже XX – XXI веков интерес к наследию Лемпицкой возродился. Принты ее работ и сегодня изображены на посуде, открытках, календарях, ежедневниках, постерах (как и в том самом «Макдональдсе» в Минске) и даже на бутылке именного вина.
Свой немалый вклад в это сделала квир-икона уже другого поколения – певица Мадонна. Не всем известно, что поп-звезда владеет коллекцией произведений живописи Пабло Пикассо, Диего Риверы, Фриды Кало, Фернана Леже и Тамары де Лемпицкой на сумму около 100 миллионов долларов США.
Мадонна, во многом принявшая от Лемпицкой эстетическую эстафету, начала приобретать наделенные мощным лесбийско-феминистским началом картины «баронессы с кистью» сразу после ее смерти, когда мода на «ар-деко» прошла.
По противоречивым сведениям, певица владеет портерами «Нана де Эррера», «Обнаженная в голубятне», «Андромеда», «Портрет герцогини де Ла-Саль», «Прекрасная Рафаэлла» и «Девушка с мандолиной» (продана в 2018 году за 9,8 миллионов долларов США).
Бесконечно вдохновляясь искусством любимой художницы, Мадонна представила подлинники ее картина в клипе «Vogue» (1990). Фрагменты и цитаты в клипах «Open Your Heart» (1986) и «Drowned World / Substitute For Love» (1998). А также использовала их в сценографии мировых туров «Who’s That Girl» (1987) и «Blond Ambition» (1990). Эротичными образами героинь Лемпицкой звезда вдохновлялась в клипе «Express Yourself» (1989).
Почти столетие отделяет нас от первого успеха Тамары де Лемпицкой и без малого 40 лет от экранных интерпретаций ее произведений Мадонной. Конечно, их искусство возникло в патриархальном, гетеронормативном мире. Но, когда в России и Беларуси отрицается репрезентация, а порой, и само существование ЛГБТК+, еще важнее помнить о непрерывной истории всемирной квир-культуры и вдохновляться ей.
Лика Ярмолова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну