ЛГБТ-активисту не дали защиту в Германии
Белорусский общественный деятель, открытый представитель ЛГБТК+-сообщества, долгое время проживавший в Украине, Валентин Тишко был вынужден уехать оттуда в Германию.
Проблема, которая актуальна для многих белорусов: срок действия паспорта истекает, и легализовать его в Украине невозможно.
«Позірк» поговорил с активистом о том, как его приняла новая страна и о перспективах легализации там.
«Я думал, что уеду на два, три, четыре месяца»
— Как вы пришли в политику в Беларуси и что заставило вас уйти?
— Все началось в 2019 году с парламентской кампании, когда я баллотировался в депутаты. В тот момент казалось, что все было нормально. Но были тревожные звоночки: арест Витольда Ашурко, задержание активистов и журналистов, особенно «Региональной газеты» из моего города Молодечно. В какой-то момент я решил, что надо попытаться сбежать.
Тогда я и многие другие подумали, что мы уезжаем ненадолго. Я уехал во Львов 6 января 2021 года. Я думал, что это два, три или четыре месяца. И находился там до 2024 года.
За это время была история с вынужденным отъездом в третью страну — Польшу, но позже смог вернуться в Украину.
— Что это за история?
— Дело в том, что я подал заявление о побеге в Украину. Это было 30 декабря 2021 года. Процедура начала выполняться. Приехала служба безопасности Украины, был один разговор. А 24 февраля 2022 года началась война, и мое дело либо потеряли, либо «забили» на него. Вполне возможно, что это произошло по политическим мотивам, потому что я гражданин Беларуси, страны, откуда пришли российские войска.
Эта история растянулась до 2023 года. И вдруг сюрприз, меня разбудили в восемь утра, отвезли в миграционный отдел, продержали там до 13, потом посадили в машину и отвезли до польской границы. В автобус меня посадили без паспорта, документ был у водителя. Так я оказался в Польше.
Но оттуда через две недели успешно удалось вернуться в Украину. В результате я получил не статус беженца, а временный вид на жительство. Какое-то время я так жил, но срок действия паспорта истекает. Это боль и печаль многих белорусов.
На сегодняшний день Украина не приняла никакого решения, что делать в такой ситуации. Поэтому было решено пойти дальше. Следующей была Германия.
— Но если вам удалось вернуться в Украину, может быть, был шанс связаться с этими контактами для дальнейшей легализации там?
— Не все так однозначно, как говорят россияне. Я не люблю списывать глюки на Украине на то, что «они воюют». Война продолжается, но на нее нельзя все списывать. Либо так совпало, либо произошла «многоходовочка», но менялось руководство, менялись люди на должностях, третьи лица уже не были в курсе дела.
Плюс сложно что-то решать на местах, если официальный Киев не принял политического решения. Я знаю, что во Львове есть белорусы, у которых такая же проблема с паспортами. И теперь люди попадают в ловушку. Ловушка для белоруса. Даже если вы попросите бежать, это долгая и сложная процедура, особенно в стране, где идет война.
И люди не могут уехать, потому что у них нет паспорта, и визу уже не получишь, и в Украине может быть, что сегодня нормально, а через две недели для белорусов может быть опасно.
полный текст на белорусском по ссылке
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну