
Беларусь как квир-персона. Перформансы Игоря Шугалеева
После массовых протестов беларусок и беларусов в 2020 году Игорь Шугалеев был вынужден переехать в Варшаву. Сейчас он – артист Нового театра, созданного Кшиштофом Варликовским – всемирно признанным театральным режиссером. Три перформанса Игоря – в регулярном репертуаре и международном шоукейсе театра.

Игорь Шугалеев. Фото: Канаплев + Лейдик
+375 0908 2334
Идея моноперформанса «375 0908 2334 – The body you are calling is currently not available» (арт-куратор – Сергей Шабохин, продюсерка – Марина Дашук, 2021) зародилась как протест против насилия, беззакония, нескончаемого страха. Эта работа – попытка преодолеть чувство вины, которое до сих пор не покидает большинство беларусок и беларусов. Произведение основано на опыте задержания в Беларуси, физическом переживании несправедливости, знакомым десяткам тысяч гражданок и граждан своей страны.
В названии перформанса зашифровано послание зрителям:
375 – телефонный код Беларуси;
0908 (девятого августа) – дата сфальсифицированных президентских выборов в 2020 г.;
2334 – номер статьи Административного кодекса Республики Беларусь «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», на основании которой с августа 2020 г. было осуждено более 40.000 беларусок и беларусов.
The body you are calling is currently not available – интерпретация фразы «The subscriber you are calling…», которая символизирует разорванные связи беженцев с семьей и друзьями, дегуманизацию политических заключенных незаконными властями Беларуси и применение к ним режима «инкоммуникадо».

Сцена из перформанса «375 0908 2334 – The body you are calling is currently not available». Фото: Александра Кононченко
Действие основывается на психофизических возможностях Игоря, которые в данном случае достигают своего естественного предела. Артист воссоздает исторические события ночи с 9 на 10 августа 2020 года. В одном из минских отделений милиция пытала протестующих, заставляя их часами стоять на коленях с руками за спиной, лишая их сна, принуждая к голоду и жажде (одна бутылка воды предназначалась на несколько десятков человек). Мне посчастливилось увидеть несколько показов перформанса, и я убедилась: это произведение в первую очередь зависит от диалога со зрителями, от пережитого ими опыта…

Фото: Martynas Norvaiša
Соло на два голоса
Если быть откровенной, иногда мне снится, что у меня не хватает нескольких пальцев на правой руке, что рука не работает, что я хожу босиком по снегу…

Сцена из перформанса «Igor / Dawid». Фото: Pat Mic
Перформанс «IGOR / DAWID» (либретто – Патриция Бабицка и Влада Хмель, хореограф – Мартин Талага, художник – Тадеуш Перковски, продюсерка – Марина Дашук, 2024) отображает две похожие и одновременно разные интимные истории Игоря Шугалеева и Давида Жаковского (Dawid Żakowski), которые звучат на самом деле отчетливее и громче, чем если бы они составили две монодрамы.

Сцена из перформанса «Igor / Dawid». Фото: Wit Hadło
История профессиональной травмы Игоря вышла далеко за пределы диаспоры, получила значительную поддержку в рамках публичного сбора, и, по сути, не могла быть отражена на сцене только как личная драма…
Физико-драматическая работа, которая невероятно успешно состоялась, по сути своей – именно беларуская, без какого-либо политического подтекста. Среди множества идентичностей Игоря он – гедонист, перформер, танцор, квир-персона, человек с зависимостью и… беларус. Эти сущности неделимы. Если в жизни борьба Игоря за себя не прерывается, то на сцене он, преодолев время и обстоятельства, уже победил!..

Сцена из перформанса «375 0908 2334 – The body you are calling is currently not available». Фото: Александра Кононченко
Бесконечный танец
За неделю до праздника в честь Марии Магдалины в 1518 г. фрау Троффеа вышла из своего дома и неожиданно для самой себя начала безудержно танцевать на одной из узких улиц Страсбурга. Она танцевала весь день и до позднего вечера, и даже всю ночь напролет. На третий день этого безумного танца она была в состоянии крайнего истощения, ее туфли были пропитаны кровью, но она не могла остановиться. В конце концов, ее заразительный танец охватил весь город, вызвав танцевальную эпидемию, которая привела к многочисленным жертвам…

Сцена из перформанса «Ich heiße Frau Troffea». Фото: Agnieszka Cytacka
Игорь в моноперформансе «Ich heiße Frau Troffea» (с немецкого – «Меня зовут госпожа Троффеа», автор либретто и режиссер – Сергей Шабохин, композитор – Микита Бубашкин, хореографка – Agnieszka Kryst, 2022) сквозь призму судьбы безумной фрау рассказывает о своем собственном опыте травматической одержимости искусством и неустанном поиске свободы, который кажется порой болезненным и фатальным. В состоянии шока, вызванного вынужденной разлукой с родным домом и прошлым, поглощенный эмиграцией и непрерывным поиском себя, он полностью растворяется в rive-музыке.

Сцена из перформанса «Ich heiße Frau Troffea». Фото: Agnieszka Cytacka
Поэтика физических состояний отрывает множество художественных измерений. На мой взгляд, безудержный, изнуряющий танец героя – это брутальная метафора поиска своего места в новом мире беларусск_ой эмигрант_кой.
Постскриптум
Есть одна малоизвестная работа Игоря, возникшая в рамках резиденции Беларусского дома творцов в Варшаве. Это дрэг-номер но арию волшебницы Цирцеи из несостоявшейся оперы «Улисс» Ольги Подгайской на стихи Дмитрия Ермоловича-Дащинского. Фонограмма была записана беларусской оперной певицей Дарьей Новик 24 февраля 2022 г., в день полномасштабного вторжения рф в Украину. Видеоклип снимался в Беларусском молодежном хабе, когда он еще находился на площади Конституции в центре Варшавы.
* * *
11 – 13 ноября можно было увидеть перформанс квир-арт-активиста Игоря Шугалеева «375 0908 2334 – The body you are calling is currently not available», а 5-7 декабря – «Ich heiße Frau Troffea». Специальная цена для граждан Украины и Беларуси – 25 zł. Количество билетов ограничено.
Лика Ярмолова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну




