Точка силы. Квир-личности в истории Беларуси
Что такое «история успеха», «успешный кейс» для человека, которому отказано в социальном существовании?
В поиске ответа я перечитываю книгу Владимира Володина «Квир-история Беларуси второй половины ХХ века: попытка приближения» (Минск, 2016). Возможно, эскизное, неполное, но совершенно уникальное исследование. Развивая, уточняя и дополняя замечательные наблюдения автора, мне хотелось бы разобраться в месте негетеронормативной личности в истории Беларуси. В первую очередь, заостряя внимание на судьбах, а не на контекстах и процессах.
Мария Родзевич
Если обращаться к давней истории, когда Беларусь входила в состав других государств, хочется вспомнить имя писательницы Марии Родзевич (1864 – 1944). Она однозначно противостояла гетеронормативности. Родилась Мария в имении Пенюха неподалеку от Гродно, а большую часть жизни прожила в Грушево (ныне деревня в Кобринском районе Брестской области).
Писала Мария на польском, и литературное творчество было консервативным и национал-патриотическим. Однако ее личность в эти рамки никак не укладывалась. Мария самостоятельно вела хозяйство в имении, замуж не вышла (поэтому в польском эквиваленте фамилия писательницы указывается как Rodziewiczówna, т.е. из рода Родзевичей), детей не имела.
В ее личной жизни в принципе не было мужчин. Дом в Грушево писательница делила исключительно с женщинами
Несколько лет с Геленой Вейхерт, а затем длительное время с Ядвигой Скирмунт (до начала Второй мировой войны в 1939). Кроме того, в 1926 – 1933 гг. Мария принимала участие в организации учебных тренировок военизированного «Лагеря Великой Польши» в Грушево.
На всех фотографиях М. Родзевич в мужском костюме, с коротко остриженными волосами, без какой-либо косметики. Математик, профессор Львовского университета Юзеф Пузына писал о Марии:
«Она создавала впечатление скорее ксендза, чем женщины»
Ежи Гедройц
В. Володин ссылается на монографию Кшиштофа Томасика «Homobiografie» (2-е издание, Варшава, 2014), где польский квир-исследователь пишет о гомосексуальности и близких отношениях Ежи Гедройца и Юзефа Чапского. Для общества оба они были бездетными холостяками.
Имя Ежи Гедройца (1906 – 2000) носят одна из минских улиц и Независимая беларуская литературная премия. Ежи родился и прожил до 10 лет в Минске. Его отец происходил из обедневшей беларуско-литовской шляхты и служил здесь аптекарем. Гедройц получил известность в эмиграции в Париже как редактор польскоязычного журнала «Kultura» (с 1947 до конца жизни).
В 1974 г. как деятели антикоммунистической эмиграции Ежи Гедройц совместно с единомышленником Юлиушем Мерошевским сформулировали фундаментальную для польской политической мысли доктрину. Согласно которой государственный суверенитет и европеизация Украины, Литвы и Беларуси – основополагающий фактор безопасности Польши. «Я – человек восточный», – однажды напишет Ежи в письме Юлиушу. И в действительности на десятилетия станет олицетворением интеллектуальной Восточной Европы.
Юзеф Чапский
Детство художника и писателя Юзефа Чапского (1896 – 1993) прошло в семейном имении Прилуки под Минском. В межвоенное время молодой человек получил художественное образование в Кракове и Париже. Как офицер запаса в сентябре 1939 г. был призван в Польскую армию, почти сразу попал в советский плен и был этапирован в Старобельский концлагерь (Украина).
В 1941 г., после подписания военного соглашения между правительствами СССР и Польши, Юзеф был освобожден и вернулся в армию. Где стал уполномоченным генерала Владислава Андерса по розыску офицеров, пропавших на территории СССР. По долгу службы Чапский оказывается в Ташкенте, где впервые встречается с Анной Ахматовой. Спустя годы она посвятит ему стихотворение «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…»:
[…] И если вернется та ночь и к тебе
В твоей для меня непонятной судьбе,
Ты знай, что приснилась кому-то
Священная эта минута.
После окончания войны Юзеф Чапский останется в Париже, где будет вместе с Ежи Гедройцем работать в редакции журнала «Kultura».
Его мемуары о советском плену «Старобельские воспоминания» (1944) и «На бесчеловечной земле» (1949) получат широкую известность.
ЛГБТК+ беларусы в СССР
Интерес к еще двум личностям переносит нас в СССР рубежа 70-х – 80-х гг. прошлого века, где ЛГБТК+ идентичность находится в поле уголовного права и психиатрии. Вместе с тем интеллигенция создает свои кружки, где квир-люди могут чувствовать себя в относительной безопасности. Богема собиралась на квартирах не только в Москве и Ленинграде, но и в Минске, Гродно, а в начале 1990-х гг. – в Гомеле.
В Гродно встречались в квартире журналиста Александра Романова. Бывал там и выпускник философского факультета Ленинградского университета, беларуский шахматист, мастер спорта СССР Евгений Рубан (1941 – 1997).
Он был гомосексуалом, и в 1970 г. его осудили на 4 года за «хулиганские действия, отягощенные крайним цинизмом»
В реальности это произошло по причине задержания Евгения милицией в городском парке, где он пытался познакомиться с молодым рабочим. После освобождения выдающегося шахматиста лишили звания мастера спорта, а его имя вычеркнули из справочников. К нашему горькому сожалению, дальнейшая жизнь Евгения не сложилась.
Ким Хадеев
Пожалуй, наиболее доброжелательным к ЛГБТК+, как и к другим людям, не укладывающимся в советскую нормативность, был минский кружок Кима Хадеева. Как и упомянутый выше А. Романов, Ким Хадеев (1929 – 2001) отсидел «срок» за критические высказывания о государственном строе. Не имея официального признания и даже места работы, он пользовался большим уважением в кругах минской интеллигенции. Энциклопедически образованный, Хадеев писал на заказ кандидатские и докторские диссертации по гуманитарным наукам и медицине.
В квартире Хадеева всегда были гости, и через его кружок прошли многие известные литераторы и деятели беларусской культуры. В частности, режиссер и драматург Владимир Рудов, поэт Дмитрий Строцев, культурологиня Юлия Чернявская.
Современники свидетельствовали о гомосексуальности Кима Хадеева, в ближнее окружение которого входили почти исключительно молодые мужчины
Он лично никогда не совершал каминг-аута как квир-персона, поэтому с полной уверенностью утверждать этого нельзя, но однозначно мы имеем право назвать минского мыслителя «союзником».
Хотелось бы продолжить перечислять имена исторических ЛГБТК+ личностей, которыми может гордиться и вдохновляться современное беларусское квир-комьюнити.
Думаю, что в нашем издании я еще вернусь к теме «историй успеха» квир-беларус_ок прошлого – историям силы, таланта, несломленной воли, исключительного интеллекта и смелости всегда оставаться собой.
Лика Ярмолова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну