В Беларуси была пропаганда ЛГБТ? Не было! А что запрещать?
Что последует в Беларуси за законом “о пропаганде чайлдфри, ЛГБТ, смены пола”, к чему готовиться? Об этом рассказывает докторка филологических наук, экспертка в области коммуникации Ирина Сидорская.
Ирина Владимировна, почему Лукашенко решил запретить пропаганду ЛГБТ, чайлдфри, смену пола? Почему он так часто говорит на эти темы? Сознательно набирает политические очки, потому что знает, что это популярно в обществе?
Я вижу несколько причин. К сожалению, к большому сожалению, эти его слова находят отклик в беларуском обществе. Если бы это была только точка зрения Лукашенко, нас бы так не триггерило. Мы бы действительно только пальцем у виска крутили и говорили: «Нам, конечно, очень стыдно, но мы, слава богу, не такие».
Но, к сожалению, как работает пропаганда? Она ищет то, на что будет у общества отклик. Именно эти моменты она и поднимает на гребень волны. Поэтому, к сожалению, видимо, находятся беларусы и беларуски, которые так или иначе разделяют эту точку зрения.
Лукашенко нужно прежде всего заработать себе политический капитал. Во-первых, да, найти врагов. Он же не может принять точку зрения, что то, что он построил, не работает. Что люди живут плохо, не видят перспектив. Лучше показать, что виноваты какие-то враги. Вот коллективный запад, плюс в Беларуси внутри тоже есть пятая колонна. И вот эта пятая колонна не только «змагары», а в том числе вот люди, как он называет, «нетрадиционной сексуальной ориентации».
Это очень манипуляционное словосочетание. Интеллигентным людям не советую его употреблять.
Пропаганда ЛГБТ, смена пола и child free, и все это стоит через запятую. Это от глубочайшего невежества все? Или страха какого-то?
Да, невежество здесь тоже, конечно, есть, и страх есть, но еще много чего.
Согласна с вами, что здесь манипуляция на манипуляции. И, безусловно, нельзя перечислять через запятую гомосексуальность, смену пола и child free. Смена пола тоже некорректное выражение.
И сексуальная ориентация, и представление о том, что ты живешь не в том теле, это то, с чем люди рождаются. И здесь, какая может быть вообще пропаганда? Никакая пропаганда не заставит, например, гомосексуала стать гетеросексуалом, а гетеросексуала – гомосексуалом. Не работает это так.
Точно так же человек, который не хочет, не испытывает потребности совершить трансгендерный переход, как его или ее можно мотивировать это сделать. Для чего? Это противоречит здравому смыслу, это в принципе невозможно.
Child free, как осознанный отказ иметь детей, – это то, что можно продвигать, то, что можно обосновывать. И это то, к чему люди сознательно приходят, делают выбор. Но опять же, представители, представительницы child free, никому не угрожают, никого не заставляют присоединяться к их взглядам. А вот чаты, которые признаны экстремистскими, там никто никого не уговаривает не иметь детей. Там наоборот оказывают друг другу поддержку, помогают, делятся историями.
Никакой опасности эти люди не представляют для тех беларусов и беларусок, которые, хотят иметь семью и детей.
Кстати, сама идеология child free в Беларуси, ни в коей мере не мейнстримная
Наоборот, беларусы и беларуски, когда их спрашивают, хотят ли они иметь детей, говорят, что хотят. И хотят обычно несколько детей. Но, к сожалению, их планы разбиваются о ту систему, которая в Беларуси построена. Ни по экономическим, ни по каким-то общим основаниям люди сегодня не могут позволить себе иметь нескольких детей. И child free здесь абсолютно ни при чем.
Я думаю, с этими законодательными предложениями уже здравый смысл не работает. Здесь работают законы превращения автократического режима в тоталитарный.
Когда государство говорит людям, как вести себя в постели – это прямой путь к тоталитаризму
И, да, дело же не в том, что есть какие-то совсем небольшие группы ЛГБТ, Child Free и так далее. В любом случае, это месседж, который направляется всему белорусскому народу.
То есть государство говорит вам, как вы должны себя вести в личной жизни. Вы должны иметь семью, нескольких детей и так далее. Но это же не обязанность, это право людей.
И опять же, право людей создавать, либо не создавать семью, иметь или не иметь детей. Сколько иметь и когда.
А режим последовательно сужает пространство выбора. Он начинает с небольших групп, от которых часть беларусов, может быть, и триггерит. Но все равно это путь, который направлен на ограничение свобод всех людей.
Сегодня это ЛГБТ, а завтра это… Какие у вас предположения?
У меня мышление не работает, как работает у режима, но нужно готовится к худшему, безусловно. И дальше будет сужение прав и свобод людей.
Пока еще никакой закон не принят, даже пока нет административной ответственности. Но отсутствие этого закона, не мешает произносить с высоких трибун абсолютно гомофобные вещи и не мешает действовать в этом направлении.
Кстати, когда были произнесены вот эти слова представителем генеральной прокуратуры о том, что инициируется принятие административного закона, они были сказаны на пресс-конференции, которая посвящалась сексуальным преступлениям против детей. То есть как защитить детей от педофилии. Представляете, какая манипуляция?!
Безусловно, жизнь, здоровье, половая неприкосновенность детей — это то, что родителей и общество волнует прежде всего. И вот когда говорится о педофилах, тут же переносится акцент на ЛГБТ, на трансгендерный переход и на child free.
Но это абсолютно разные вещи. Их не то, что рядом нельзя ставить, это вообще из абсолютно разных моментов.
От чего происходит стремление делить по группам: уехавшие, ЛГБТ?..
Диктатор никогда не может эффективно руководить сложной системой. Диктатор пытается упростить мир, не видеть всех его оттенков, не видеть разных социальных групп, а делить на черное и белое. Это вот та картина реальности, которой, как мне представляется, Лукашенко обладает. Мне кажется, что он достаточно искренен в своих словах. Он именно так видит мир.
Он остался на том уровне, когда ему было 20-30 лет. Когда происходила его социализация, когда он получал образование, потом он уже не работал над собой, не думал, не рефлексировал, не получал новую информацию. А остался в той картине мира, которая была, может быть, в 70-е годы в Советском Союзе и конкретно в БССР. Поэтому мы сразу понимаем, какое должно быть требование к тем людям, которые наверху власти. Не обязательно, чтобы они были очень умные, нужно, чтобы они были адекватными, современными.
Но мы же не будем отрицать, и социологи это подтверждают, что гомофобия в Беларуси цветет и пахнет
Согласна с вами. Что с этим делать? Работать, работать на просвещение общества, объяснять, организовывать публичные дискуссии. Есть два главных механизма, которые помогают обществу поменять свою точку зрения по какому-то вопросу.
Первый — это образование, второй — это средства массовой информации.
То, что мы сегодня поднимаем эту тему, даем новую информацию, это мы уже работаем против гомофобии. Мы работаем на толерантность, на адекватное понимание современного мира.
Надо говорить о том, что права ЛГБТ — это и есть права человека
Ведь, к сожалению, Лукашенко не прилетел с Марса или с какой-то другой планеты в Беларусь. Мы видели этих людей на его выступлении, которые хлопали, смеялись и, наверное, большая часть из них действительно разделяет эту точку зрения. Это те беларусы и беларуски, с которыми мы были очень длительное время бок о бок.
Поэтому беларуское общество нужно просвещать. Нужно на эту тему говорить. И это не пропаганда ЛГБТ.
А была когда-то у нас пропаганда ЛГБТ?
Вот если ее запрещать, она что, когда-то в Беларуси была? Ее никогда не было. А что такое пропаганда ЛГБТ? Это как работает?
Сказать, что мальчик с мальчиком поцеловался, если они любят друг друга, это хорошо? Это пропаганда? Нет, конечно.
Пропаганда — это когда большая система работает на продвижение какой-то идеи. Поэтому невозможно говорить о том, что, например, какой-то отдельный человек и даже какая-то передача занимается пропагандой. Пропагандой может заниматься государство. Вот такое централизованное, как сегодня Беларусь, которая все независимые СМИ криминализовала и со всех утюгов идет одна и та же мысль. Либо какая-то очень влиятельная организация, условно, католический костел, то есть организация, которая во всех странах и пользуется широким влиянием.
Какая вообще в Беларуси когда-либо была пропаганда ЛГБТ? Да в жизни ее не было.
Но если мы видим такие моменты в фильмах, в сериалах, читаем книжки, в том числе о гомосексуальных парах, об отношениях гомосексуальных людей, это никакая не пропаганда, это представленность темы в публичном дискурсе. Может быть потому, что она не была представлена, она всегда была скрытой, тайной, у нее и получилось негативное восприятие.
Пропаганда – это заражение идей. Нельзя заразить идеей гомосексуальности. Это абсолютно невозможно
Просто под вывеской защиты детей совершаются, к сожалению, очень некрасивые дела. Это классический манипуляционный прием: мы что-то делаем якобы для защиты наших детей. А на самом деле такие мерзости, гадости и подлости совершаются под этой вывеской, потому что это риторический прием, который сразу задевает за живое. Мы хотим защитить детей от всех возможных и потенциальных опасностей.
И вот здесь важно просвещение, образование, толерантность, понимание, уважение к другим.
Вот смотрите, в Беларуси разве действительно популяризируется, продвигается уважение к другим, к людям, которые думают по-другому, к социальным группам, которые по-другому смотрят на какие-то вопросы. Нет.
Продвигается ненависть. Ненависть, нетерпимость, неприятие. Все должны быть одинаковыми, абсолютно одинаково смотреть на все вопросы, разделять в смысле политику власти, и вот это правильные беларусы. Ну вот гомофобия вписывается в такую модель.
Подготовил Александр Невинный
Изображения сгенерированы нейросетью. Промты — Gpress.info
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну